26.03.24

Без шуток: вводятся новые правила расчета утильсбора для машин из ЕАЭС

С 1 апреля в отношении автомобилей, ввезенных в Россию из стран ЕАЭС, вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора. На такие машины в рамках утильсбора таможенные органы смогут доначислять недоплаченные пошлины и другие сборы. Эксперты прогнозирует рост цен на машины, ввезенные из стран ЕАЭС, а юристы предупреждают о возможном очередном витке претензий таможенников к владельцам таких автомобилей. Подробности — в материале «Известий».

На полном серьезе

С 1 апреля вступает в силу постановление правительства РФ, которое предусматривает введение новых правил расчета размер утилизационного сбора для транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию из стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В эту организацию помимо России входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

Согласно документу, на такие машины размер платежа утилизационного сбора будет складываться из самого утильсбора, а также из разницы между таможенной пошлиной, «рассчитанной исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей, формируемом Минпромторгом и таможенной пошлиной, указанной в декларации на товар». Также в этот платеж будет включаться разница между российскими ставками НДС и акцизов и фактически уплаченными налогами и сборами, указанным в таможенной декларации на машину.

«Такой подход позволит избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме», — говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте правительства РФ. Также отмечается, что в отношении электромобилей и последовательных гибридов «постановлением предусмотрено обязательное требование проводить процедуру их растаможивания в России».

Вниз по течению

По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году через страны ЕАЭС на российский рынок был ввезен примерно каждый пятый импортный автомобиль. Так, из 707 тыс. машин, поставленных к нам страну из-за рубежа, 8% пришлось на Киргизию, 6% — на Казахстан, 2% — на Белоруссию и 1% — на Армению.

Как ранее сообщали «Известия», несмотря на то что эти страны входят в единое таможенное пространство, у них действуют собственные, более низкие по сравнению с российскими, таможенные пошлины, акцизы и налоги. Кроме того, там существуют определенные категории граждан, в отношении которых действуют те или иные таможенные льготы. Именно поэтому страны ЕАЭС стали популярным каналом для импорта машины в Россию.

Также нередки случаи, когда при ввозе таких автомобилей из третьих стран значительно занижалась их таможенная стоимость. В распоряжении «Известий» есть копии таможенных документов, согласно которым, Toyota Camry 2022 года выпуска, ввезенная в Казахстан через Грузию, оценена в $10 тыс. а Mitsubishi Montero Sport — в $16 тыс. Реальная рыночная стоимость аналогичных моделей в несколько раз выше.

Восстановить справедливость

Существенное занижение стоимости при таможенном оформлении машин в странах ЕАЭС отмечают и в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Таким образом на рынке появлялись автомобили со стоимостью примерно на 10% меньшей, чем у официальных дилеров. Для моделей стоимостью 3–5 млн рублей получалась существенная разница, чем и пользовались частные лица, импортируя такие машины, подчеркивают в ассоциации.

— 1 апреля будет восстановлена справедливость. Небольшой процент автомобилей по параллельному импорту останется и далее, но они не адаптированы для рынка и не имеют гарантии производителя. Поэтому мы считаем, что пресечение лазеек в законе — это правильная мера, направленная на развитие цивилизованного авторынка России, — подчеркивают в пресс-службе РОАД.

Станет дороже

Введение новых правил неизбежно отразится на стоимости автомобилей, поставляемых наш рынок из стран ЕАЭС, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Также не исключено уменьшение их количества и ассортимента, полагают они.

— По моим расчетам, речь может идти о подорожании таких машин на 20–25%. В отношении наиболее дорогих моделей премиального сегмента эта прибавка будет чувствительна, но не критична. А вот в среднеценовом сегменте ситуация будет более острой: предложение на рынке может заметно сократиться, — считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

В последнее время импортеры уже слегка снизили цены на такие машины, чтобы успеть продать их до вступления новых правил, отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

— Машины, которые уже ввезены и прошли оформление, немного подешевели. Что касается новых поставок, то эти автомобили, скорее всего, по цене будут уже близки и аналогам, предлагаемым в официальных дилерских центрах. Однако всё же будут несколько дешевле их. При стоимости модели, допустим, в 5 млн рублей разница, предположительно, может составить 300–400 тыс. рублей. Это будет плата за отсутствие гарантии, русификации, но при этом такие варианты всё равно будут востребованы у потребителей, — заявил он «Известиям».

Рост стоимости в данный момент очевиден относительно электрокаров и гибридов, считает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей, параллельный импорт АГ «Авилон» Алексей Стариков.

— Можно ожидать, что в дальнейшем подорожают, например, такие популярные китайские электромобили, как Zeekr и Avatr, поскольку ввозить их теперь будут только физлица для частного пользования и только в РФ. Привезти такую машину из стран ЕАЭС будет невозможно. Такие модели постепенно заканчиваются на рынке, и можно ожидать пропорциональный рост их стоимости. В конкретных цифрах рост цен пока прогнозировать сложно, — рассказал он «Известиям».

Конечная стоимость автомобилей в России, безусловно, вырастет и отчасти уравняется с теми, что предлагают официальные поставщики. Таким образом, рынок возвращается к более привычному ценообразованию, считают в компании «БорисХоф».

— В краткосрочном плане мы ожидаем сокращения ассортимента, поскольку отдельные модели потеряют свою ценовую привлекательность на фоне официальных продуктов. Однако если покупательная способность будет расти, то и ассортимент будет расширяться, — отметили в пресс-службе «БорисХоф»

Успеть оформиться

В последнее время в странах ЕАЭС сложилась целая индустрия по ввозу и последующей перепродаже машин в Россию, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. По его словам, сейчас большинство импортеров пытаются всеми путями успеть доставить автомобили в РФ.

— Насколько я знаю, площадки в той же Киргизии забиты машинами, а в сторону России идут вереницы автовозов. Однако весь вопрос не в том, чтобы ввезти машину к нам до наступления «часа икс», а успеть ее оформить и заплатить «утиль» за оставшееся время. С большой долей вероятности, сделать это в отношении автомобилей, которые, условно, сегодня прибыли в РФ, не получится. И в этом случае избежать доначисления пошлин, налогов и акцизов в рамках утильсбора уже не удастся, — заявил он.

Если таможенное оформление машины произошло после 1 апреля, таможенные органы, согласно постановлению правительства, смогут доначислить недостающую сумму, объясняет адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. При этом такие претензии, согласно закону «Об отходах производства и потребления», могут быть предъявлены как импортеру, так и покупателю, подчеркивает он.

— Власти изменили правила взимания утильсбора в отношении автомобилей из ЕАЭС, предусмотрев возможность включения в него и других сборов. В отличие от ситуации с предыдущим доначислением «утиля», в данном случае в постановлении не указано, что оно действует в отношении машин, ввезенных и оформленных до 1 апреля 2024 года. Поэтому предъявлять претензии владельцам машин, которые были растаможены до этой даты, таможенники не смогут, — заявил «Известиям» Сергей Радько.

Дилеры также считают, что если автомобиль будет ввезен и зарегистрирован на территории РФ с нарушениями, то разницу доначислят в счет утилизационного сбора.

— На машину могут быть наложены ограничения к использованию до оплаты полноценного таможенного сбора — в отдельных случаях суммы достигают нескольких миллионов рублей, — отметили в пресс-службе «БорисХоф».

Алексей Стариков из «Авилона» также считает, что в случае занижения таможенной стоимости владельцу будет увеличен утилизационный сбор на эту разницу. И таможенные органы будут внимательно следить за этим, подчеркивает он.

Известия