07.07.22

Цифровая трансформация таможни: актуальные задачи

Денис Викторович Терещенко, заместитель руководителя ФТС России

Текущая внешнеполитическая ситуация поставила перед Федеральной таможенной службой новые задачи в сфере информационных технологий. О мерах, которые предпринимаются для их оперативного решения, и дальнейших планах цифровизации таможенных органов рассказывает заместитель руководителя ФТС России Денис Викторович Терещенко.

Денис Викторович, как решается в ФТС России задача импортозамещения в IT-сфере? Что уже сделано для перехода на отечественное программное обеспечение, с какими проблемами приходится сталкиваться? Хватает ли материальных ресурсов для решения данной задачи и можно ли оптимизировать затраты?

Д. В. Терещенко: С учетом проводимой в Российской Федерации политики импортозамещения и введением запрета на допуск импортного программного обеспечения ФТС России производит плановый перевод информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) под управление отечественной системы управления базами данных (СУБД).

В отношении отдельных информационно-программных средств такая работа уже завершена. Полный отказ от импортных СУБД планируется обеспечить до конца 2024 года.

Необходимо особо отметить подписание Президентом Российской Федерации Указа от 30 марта 2022 года №166, в соответствии с которым органам государственной власти с 1 января 2025 года запрещается использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры. К такому программному обеспечению относятся операционные системы, среды виртуализации, браузеры, офисное программное обеспечение, СУБД, системы анализа и визуализации данных (BI-системы ) и программное обеспечение транспортной технологической подсистемы.

Федеральной таможенной службой определен состав программного обеспечения, требующего замены в рамках реализации запрета, установленного Указом. Особого внимания требует задача перехода на отечественную платформу доменной структуры Единой службы каталогов ЕАИС ТО, подразумевающая не просто замену софта, а перестраивание модели функционирования ЕАИС ТО, замещение сервисов, в том числе инфраструктурных.

Сейчас решается вопрос финансирования всех необходимых мероприятий и прорабатывается задача по созданию рабочей группы с участием представителей федеральных органов исполнительной власти для выработки оптимального решения.

Какие новые угрозы возникают в плане информационной безопасности и что делается для их решения?

Д. В. Терещенко: Сложившаяся внешнеполитическая ситуация характеризуется значительным увеличением попыток деструктивного воздействия на информационные системы таможенных органов. Интернет-ресурсы ФТС России постоянно подвергаются атакам типа «отказ в обслуживании». Это скоординированные действия группы лиц, массово совершающих хаотичные обращения к веб- ресурсам, в попытках создать «паразитную» нагрузку, в разы превышающую расчетную, и тем самым не допустить возможность штатной работы для реальных пользователей.

Принятые в ФТС России дополнительные организационно-технические меры позволяют успешно отражать все проводимые атаки и обеспечить бесперебойное функционирование предоставляемых ФТС России сервисов.

Если говорить про нашу основную информационную систему – ЕАИС ТО, связывающую все таможенные органы, то основные виды атак заключаются в попытках направления вредоносных вложений в составе представляемых документов и сообщений по электронной почте. Мы являемся значимым объектом критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и уделяем вопросам информационной безопасности самое пристальное внимание. ЕАИС ТО не имеет непосредственных подключений к информационнотелекоммуникационным сетям общего пользования, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Все внешние взаимодействия централизованы и проходят через специально созданную Автоматизированную систему внешнего доступа. Функционирует ведомственный центр Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА).

Данные меры в комплексе с иными организационно-техническими мерами, внедренными в таможенных органах, дают результат в виде отсутствия сбоев в функционировании компонентов нашей информационной системы вследствие попыток применения различных деструктивных атак и угроз. При этом мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно совершенствуемся, а сложившаяся ситуация помогает определиться с направлениями развития перспективных технологий обеспечения информационной безопасности.

Когда планируется открытие Главного центра обработки данных ФТС России в Твери? Что представляет собой данный объект, в чем его уникальность? Кто возглавит центр, насколько решена задача с кадровым обеспечением?

Д. В. Терещенко: Главный центр обработки данных (ГЦОД) ФТС России в городе Твери представляет собой вычислительный комплекс с высокой степенью отказоустойчивости, который способен обеспечить непрерывность процессов совершения таможенных операций и соблюдение всех установленных требований по безопасности и производительности.

Таможенный ГЦОД должен обрабатывать колоссальный объем взаимосвязанных и одновременно синхронизируемых данных (около 10 тыс. операций в секунду), обеспечивая автоматизацию процессов совершения таможенных операций на всей территории Российской Федерации в режиме реального времени.

В июле текущего года мы ожидаем завершения строительства и получения всех разрешительных документов на ввод в эксплуатацию. После этого начнется плановый перевод в новый ГЦОД всех информационных систем с поэтапным наращиванием вычислительных ресурсов и завершением всех мероприятий по оснащению до конца 2023 года.

Одновременно с этим мы решаем важную задачу кадрового обеспечения таможенного ГЦОД высококвалифицированными специалистами. Пользуясь случаем, хочу пригласить IT-специалистов на интересную, перспективную и очень ответственную работу.

Какие новые цифровые возможности появляются для участников ВЭД, насколько совершенствуется их взаимодействие с таможенными органами?

Д. В. Терещенко: Мы постоянно работаем в направлении создания удобных и информативных сервисов для участников внешнеэкономической деятельности и наших граждан.

В настоящее время мы завершаем тестирование виртуального помощника, который в понятной и интерактивной форме будет отвечать на вопросы, возникающие у граждан при перемещении товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации. Разработана информационная система, предназначенная для автоматического формирования ответов на заданные пользователем вопросы по отработанному сценарию для удобного и быстрого предоставления заинтересованным лицам информации в электронном виде.

Также проводятся работы по созданию мобильного приложения по оформлению пассажирской таможенной декларации (ПТД). Приложение позволит в удобном интерактивном режиме последовательно заполнить все графы ПТД, в том числе при временном ввозе транспортных средств для личного пользования или при необходимости декларирования наличных денежных средств и денежных инструментов.

В настоящее время совместно с Минцифры мы прорабатываем возможность подписания созданной пассажирской таможенной декларации электронной подписью. Это позволит в случае необходимости заблаговременно оплатить рассчитанные таможенные платежи и не обращаться в таможенный орган для этих целей при фактическом пересечении границы Российской Федерации.

Как решается задача обеспечения квалифицированными кадрами, что делается для цифровой подготовки таможенников?

Д. В. Терещенко: Ежегодно наши должностные лица проходят обучение в области информационных технологий. Обучение проходит в дистанционном режиме, что позволяет экономить бюджетные средства на командирование. В 2021 году информационным технологиям были обучены 688 должностных лиц. В 2022 году планируется обучить еще 687 должностных лиц и дополнительно 260 должностных лиц по вопросам информационной безопасности.

Дополнительно мы организовываем повышение квалификации в рамках программы «Цифровая трансформация». В прошлом году более 1 тыс. специалистов информационно-технических подразделений таможенных органов прошли такое обучение.

Как Вы оцениваете уровень цифрового взаимодействия таможенных органов стран ЕАЭС? Что уже сделано таможенными службами для реализации утвержденной цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, а что еще предстоит? Каковы здесь главные успехи и главные проблемы?

Д. В. Терещенко: Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 года №12.

Реализация проектов осуществляется на основе использования интегрированной информационной системы ЕАЭС, на платформе которой осуществляется информационное взаимодействие таможенных служб посредством реализации общих процессов в ЕАЭС.

Перечень общих процессов включает в себя 85 пунктов, по 23 из которых ФТС России является ответственным за реализацию и еще по одному – соисполнителем. Ряд общих процессов уже протестирован и запущен в эксплуатацию, по ряду процессов работы продолжаются.

Кроме того, ФТС России принимает активное участие в других проектах в рамках цифровой повестки ЕАЭС. Одним из них является цифровая прослеживаемость движения товаров в ЕАЭС, другим – электронная торговля, призванная обеспечить формирование нормативно-правовой базы ЕАЭС в сфере регулирования электронной торговли и безбарьерное перемещение товаров в рамках электронной торговли в ЕАЭС.

Какие задачи по цифровизации таможенных органов предстоит решить в ближайшее время в соответствии с Планом мероприятий на 2021–2024 годы по реализации Стратегии развития ФТС России до 2030 года?

Д. В. Терещенко: В ближайшие годы перед нами стоят достаточно амбициозные задачи по цифровой трансформации таможенных органов. Мы планируем внедрить элементы искусственного интеллекта в ключевые бизнес процессы таможенных органов, например при семантическом анализе текстового описания товара.

Также дальнейшее развитие получит созданная модель по анализу снимков инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) с использованием механизмов машинного обучения в части расширения перечня товаров, которые могут быть распознаны на снимках ИДК с помощью технологий искусственного интеллекта.

Особое внимание уделяется проекту по созданию в ЕАИС ТО перспективной модели системы управления рисками, основанной на технологии автоматизированной оценки уровня риска товарных партий (перспективная модель СУР). Уровень риска каждой перемещаемой партии товара будет определяться в режиме реального времени с применением элементов искусственного интеллекта.

Перспективная модель СУР будет реализована с применением современных информационных технологий и научных методов математического и статистического анализа. Это позволит значительно расширить возможности системы оперативного мониторинга по автоматическому выявлению схем перемещения товаров с высокой вероятностью нарушений таможенного законодательства, точечного выбора объектов контроля и применения необходимых форм таможенного контроля, минимизируя при этом субъективный фактор.

В рамках аналитической работы планируем внедрение в практику нашей работы механизмов предиктивной бизнес аналитики, которые позволят нам существенно повысить эффективность процесса анализа данных по всем направлениям деятельности.

"Альта-Софт"