30.11.07

Зеленый и красный сектор. Почувствуй разницу!

В настоящее время Россия находится на важном этапе развития – усиливается степень интеграции в мировые экономические, правовые и политические системы. Такие тенденции сказываются на изменении структуры и характера как внутренних, так и внешнеэкономических процессов. Постоянно возрастающий объем товарооборота поставил перед российской таможенной службой сложные задачи: обеспечивать эффективный таможенный контроль и наполнять доходную часть федерального бюджета за счет поступлений от таможенных платежей при одновременном содействии внешнеторговой деятельности.

Стремительно возросшие возможности быстрого обмена информацией, высокая интенсивность товарооборота и глобальный характер торговли способствовали усложнению способов совершения правонарушений при перемещении товаров через таможенную границу государства. Для адекватного ответа на возросшие угрозы и новые вызовы требовалось, с учетом ограниченных ресурсов таможенной службы, изменить подходы к организации таможенного контроля и деятельности таможенных органов в целом. Философия «никому не доверяй», которая была нормой при становлении таможенной службы, была заменена на новую – «доверяй, но проверяй», позволяющую создать благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности.

Современным общепринятым механизмом эффективной организации таможенного контроля считается система управления рисками (СУР). Она основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства.

Методы анализа рисков применяются для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени такой проверки.

При создании СУР в таможенной службе России были использованы методические и методологические разработки развитых зарубежных таможенных администраций. Однако было ясно, что невозможно брать за неоспоримый образец опыт зарубежных таможенных служб в создании СУР – они не в полной мере учитывают специфику российской таможенной службы и не могут быть просто скопированы для реализации у нас.

В результате в настоящее время применение форм таможенного контроля, в том числе таможенного досмотра, в соответствии с таможенным законодательством основано на системе управления рисками. ФТС России с целью организации таможенного контроля разрабатывает и направляет для применения в таможенные органы профили рисков, содержащие соответствующие указания о применении мер таможенного контроля.



Необходимо отметить, что институт СУР в таможенной службе России молод (существует с середины 2004 года), однако уже можно уверенно говорить о его важнейшем значении при организации таможенного контроля. Именно использование СУР позволяет находить компромисс между обеспечением эффективного контроля соблюдения таможенного законодательства, экономической защиты страны, и содействием развитию торговле. Практика применения СУР в России и других развитых таможенных администрациях мира показала, что в качестве информационной базы для выбора форм осуществления контроля в условиях ограниченности ресурсов может быть не только информация о товарных партиях.

Базой для анализа также можно рассматривать практику ведения деятельности лицами, вовлеченными в процессы внешнеторговой деятельности. Стало очевидно, что нет смысла постоянно применять тяжелые формы таможенного контроля (в частности таможенные досмотры) в отношении организаций, зарекомендовавших себя как добросовестные участники ВЭД. Появилась объективная необходимость в целях реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля внедрения субъектного подхода при организации таможенного контроля. То есть создание технологии оценки участников ВЭД с точки зрения вероятности нарушения ими таможенного законодательства.

Результатом должно было стать возможным отнесение лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, либо к группе риска – так называемый красный сектор, либо к категории добросовестных участников ВЭД, в отношении которых вероятность нарушения таможенного законодательства наиболее мала (зеленый сектор).

В 2005 году была организована работа по созданию зеленого сектора субъектов ВЭД, перемещающих товары, в отношении которых возможно проведение таможенного контроля при таможенном оформлении не в полном объеме. В зеленый сектор предполагается отнесение субъектов ВЭД, добросовестно заявляющих сведения о перемещаемых товарах и уплачивающих таможенные платежи в соответствии с таможенным законодательством. Практика показала, что к этой категории, как правило, относятся крупные субъекты внешнеэкономической деятельности.

К организациям, включенным в Перечень, не применяются прямые меры по минимизации рисков (в том числе таможенный досмотр), содержащихся в соответствующих профилях рисков, если у должностного лица таможенного органа отсутствует иная информация о возможном правонарушении в области таможенного дела. Такой подход способствует созданию благоприятных условий для деятельности субъектов ВЭД при применении СУР. С момента издания приказа ФТС России от 04.05.2005 г. № 409 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при формировании и применении перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме» в ГУОТК поступило 242 предложения РТУ с рекомендациями по включению ряда субъектов ВЭД в перечень лиц, перемещающих товары и в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме (далее – Перечень), формируемый в соответствии с Инструкцией.

На сегодняшний день на основании общего числа предложений РТУ, было издано 4 распоряжения, утверждающих Перечень, в который включено 120 организаций. В частности, такие крупные производственные организации-субъекты ВЭД, как ОАО «Маяк», ЗАО «Байер», ООО «Красноярский металлургический завод», ОАО «Автофрамос» и ряд других крупных организаций.

Однако практика применения указанной технологии выявила определенные проблемы, возникающие при её реализации.

– Это длительное время, котороеуходит на рассмотрение и проверку информации об организации, претендующую на включение в перечень;

– сложность процедур проверки информации, подтверждение которой необходимо для включения организации в перечень;

– применение экспертных методов при оценке информации, что делает этот процесс непрозрачным.

В целях оптимизации процесса формирования зеленого сектора ГУОТК в настоящее время подготавливает изменения в приказ ФТС России от 04.05.2005 г.

№ 409, в том числе с целью упрощения процедуры включения субъекта ВЭД в Перечень. Основная задача при этом – создание простого и прозрачного механизма, позволяющего в более короткие сроки проводить включение лиц в перечень. В разрабатываемом проекте инструкции предполагается закрепить следующие принципиальные моменты, которые, как видится, позволят оптимизировать данный процесс.

Создание системы балльной оценки субъекта ВЭД. Уже проведена работа по созданию анкеты, содержащей критерии для оценки лица. Каждому критерию присвоен балл, сумма которых позволяет отнести лицо к зоне низкого либо высокого риска. Отмечу, что такой подход позволяет отойти от использования экспертного метода, в определенной степени формализует процесс и позволяет проводить анализ исключительно на основе объективных данных с формированием в итоге объективного заключения.



Четкое определение сроков сбора, анализа и проверки информации. Предельный срок рассмотрения информации субъекта ВЭД на вопрос включения в перечень составляет не более 5 месяцев (в случае самой длительной схемы анализа информации).

Определение порядка анализа информации на всех уровнях таможенных органов. Определение оснований для проведения проверки субъекта ВЭД для включения в перечень, которые предполагают, в том числе, инициацию проведения работы на основании обращения лица в таможенный орган. Определение четкого порядка исключения субъектов ВЭД из перечня. Издание новой инструкции запланировано к концу этого года. Создание четкой системы формирования зеленого сектора позволит:

– повысить эффективность применения мер по минимизации рисков;

– оптимально распределить временные и трудовые ресурсы таможенных органов при проведении таможенного контроля;

– снизить бремя тяжелых форм таможенного контроля с добросовестных участников ВЭД;

– оптимизировать аналитическую деятельность таможенных органов;

– повысить имидж таможенного администрирования в среде бизнессообщества.

Иван МАКАРЧУК, сотрудник отдела координации и применения системы управления рисками и форм таможенного контроля ГУОТК ФТС России

Журнал "Таможня"