21.01.09

Великий пост

Новая газета

Каждый импортер регулярно совершает преступление, описанное 291 статьей УК — «Дача взятки». По закону работать не получится, ведь таможня может наехать даже на «Газпром»

«Новая» продолжает исследование обстоятельств жизни российской таможни. Сегодня расскажем про то, почему на таможне замедляется время и почему соблюдение законов при растаможке стоит так дорого.

На форуме «Новой» в обсуждении таможенной темы зашла речь о том, чем отличаются таможенники от гаишников. И кто кого сильнее в плане импровизации и изыскания возможности поиметь дополнительные бонусы от работы? Беру на себя смелость утверждать: таможня сильнее. Гаишники живут в давно сформированном правовом ландшафте. Они используют всякую возможность перенаправить деньги, которые я плачу государству за правонарушение, в свой личный карман. Но особенно упрямые автолюбители могут платить в официальную кассу.

Таможня ландшафт формирует самостоятельно. И деньги мимо этого кармана не пройдут ни при каком раскладе. Будь у вас хоть разрешение Господа Бога на груз. Закон на таможне — не аргумент. Каждый отечественный импортер с той или иной степенью постоянства совершает преступление, описанное 291 статьей УК — «Дача взятки».

Люди, занимающиеся растаможкой, да и сами таможенники, до сих пор смеются над первым посленовогодним заявлением руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова. На встрече с премьером, пытаясь попасть в струю по украинскому газу, он сурово заявил: «Если следовать букве закона, то поставки газа идут чуть ли не контрабандой». Путину пришлось даже немного осадить таможню, отбивая этот неожиданный наезд на «Газпром». «Я понимаю озабоченность таможенной службы, — сказал он, — но тот газ, который направляется российской газовой компанией на территорию Украины для западных партнеров, уж никак нельзя назвать контрабандой».

Импортеры очень сожалеют, что в случае наездов таможни далеко не все могут рассчитывать на поддержку со стороны премьера.

Узнав, как я в порядке эксперимента пыталась ввезти в Россию небольшую партию фиников (см. «Новую» № 1 от 12.01.2009), начальник одного таможенного поста, недавно уволенный, рассказал мне, как надо действовать, чтобы на таможне не возникло проблем:

— Подходишь к заместителю начальника таможни по оформлению и говоришь: я, мол, хочу завозить форсунки для тракторов. Он тебе сразу без обиняков скажет: тысяча долларов за контейнер — и без проблем. Ты начинаешь возмущаться: «Да как же так? Да вот же Таможенный кодекс!» И идешь со своим кодексом к оформляющему инспектору, пытаешься свой груз завезти по правилам. А оформляющий тебе говорит: «У вас гэтэдэшка* с помаркой в одном месте». Ты идешь, переписываешь гэтэдэшку. А таможня тебе: «Что-то вот эта форсунка не похожа на форсунку. Сертификат соответствия нужен». Ты находишь сертификат. Потом возникают вопросы к инвойсу**. Так пройдет месяц, пока ты не пойдешь к тому самому заму по оформлению и не скажешь: «Ладно, пусть все по-вашему будет». Он согласится, только сумма будет уже не тысяча, а пять тысяч. Это штраф для упрямых.

Импортеры скоропортящегося товара, а также те, кому важны сроки, как правило, не доводят дело до «штрафа для упрямых». Да и другим важно, чтобы таможенное время шло быстрее. Первые три дня таможня хранит груз бесплатно, потом берет по 4 рубля за килограмм в день. С шестого дня — по восемь рублей. К примеру, у вас груз весит 5 тонн (таких много). Тогда неделя хранения обойдется почти в триста тысяч. Если вы небольшой предприниматель, то до большого не дорастете, и не надейтесь.

Если таможня находится не в Москве — добавьте сюда простой транспорта (за это перевозчики берут штраф). А также неустойку за срыв контракта с заказчиком вашего товара.

Таможенники про все это прекрасно знают. И хотя Таможенный кодекс предусматривает оформление любого груза в трехдневный срок, нередко грузы задерживаются на таможне на месяцы. Таможня выспрашивает какие-то документы, перепроверяет подлинность товара, требует у поставщиков дополнительных разъяснений. «Не могли бы вы уточнить длину бесконечного приводного ремня? Я понимаю весь идиотизм вопроса, но таможня требует...».

Отсудить у таможни ущерб фактически невозможно. Даже если арбитраж подтвердит, что груз задержали на таможне неправомерно, взыскание издержек — это новый иск и еще год походов по судам.

Сейчас законодатели пытаются придать таможенникам право задерживать груз сверх сроков, отведенных законом, по принципу ex officio — т.е. по одному только подозрению, что с ним что-то не так. А вы представляете себе, какая у нас подозрительная таможня?

Многие (чтобы не сказать — большинство) предпочитают возить свой товар через крупные таможни с большим трафиком. Чем больше загружена таможня, тем лучше отлажена работа брокеров, тем проще решить проблемы неформальным путем.

Брокер — важный человек в деле ускорения работы таможни. Брокер помогает завезти груз в Россию через офшорные конторы, чтобы минимизировать его стоимость и, соответственно, пошлину, которую импортер будет выплачивать. Пределы минимизации стоимости брокеры прощупывают через инспекторов таможни. Стоимость этой услуги порядка тысячи долларов.

Другая задача брокера — сделать так, чтобы в случае если УБЭП впоследствии будет докапываться, почему груз обошелся так дешево, с реального его владельца все взятки были бы гладки. Чтобы ни товар, ни счета его арестовывать не было оснований.

К слову, многие банки, которые лишились лицензий с официальной формулировкой «участие в схемах по отмыванию доходов», на деле пострадали именно оттого, что проворачивали такие штуки с растаможкой.

Любопытный факт: почти весь китайский импорт идет морем и растаможивается в Выборге. Хотя, казалось бы, разумнее ввозить товары через дальневосточные таможни. Но Выборг — огромное окно, семь сухопутных постов. Самый большой пост — Торфяновка — пропускает до тысячи машин в сутки. Торфяновку еще называют Великим постом, про это в корпоративной среде ходит куча анекдотов.

Чтобы завезти свой груз в Россию без приключений, не обязательно самому приезжать в Выборг и привозить какие-то документы. Брокеры предлагают полный комплекс услуг, включающих помимо занижения стоимости и устранения бумажной возни также транспортировку и хранение (на границе, с финской стороны, выстроено огромное количество складов-накопителей).

Легализация грузов через брокеров необременительна, хотя и недешево стоит. Но законный путь обойдется вам гораздо дороже. Одна только неофициальная такса за прохождение машины через таможню сейчас составляет 400 долларов. Грузоперевозчик сразу включает эти 400 долларов в стоимость своих услуг.

Через выборгских брокеров проходят многомиллионные суммы. В околотаможенной среде ходят слухи, что все финансовые потоки замыкаются на Игоря Завражного, заместителя руководителя ФТС, и директора ФСБ Александра Бортникова. Но это, бесспорно, порочащие слухи, потому что недавно Торфяновку посещал даже Путин, и ему все понравилось, он даже велел расширить пост. Разве стал бы премьер хвалить криминальную точку?

А через дальневосточные таможни никто свой товар не возит — там все слишком медленно. К примеру, китайские ТНП (товары народного потребления) попадают под 111 профилей риска*** и подлежат 70-процентному досмотру. Это долго: китайские тряпочки в Россию ввозят в огромных целлофановых мешках, из которых полностью откачан воздух, чтобы они занимали меньше места. И вот инспектор, согласно закону, должен эти мешки разбирать.

Досмотра можно избежать, заплатив досмотровому инспектору. Но потом, опять же в целях ускорения процесса растаможки, вам придется заплатить санитарной экспертизе, транспортному контролю (который замеряет вес вашего транспорта с грузом) и много еще кому. Услуги по ускорению таможни на Дальнем Востоке в комплексе никто не предлагает. А по отдельности все они стоят слишком дорого.

По факту предыдущих публикаций про таможню мне позвонил один высокопоставленный чиновник ФТС (фамилию он просил не писать). Мы говорили о том, почему таможня настолько обособилась — от закона и от нас всех.

— Кое-где у вас написана правда, — согласился он. — Вот у нас регулярно проходят коллегии. Мы сидим, думаем: как бы так сделать, чтобы груз можно было без лишней волокиты оформить. Чтобы, как в Китае: сидишь, смотришь на экран, а там написано — на какой стадии твое оформление, и через час — свободен. Но вот мы что-то упраздним — а в другом месте еще больше бумаг добавляется… Система растаможки импорта фактически развалена! Потребительские товары единицы решаются ввозить. А кто раньше возил, теперь сказал: да куда вы мне уперлись со своей таможней? Сегодня пошлины с нефти на 45% обеспечивают бюджет ФТС. А нефть падает. К весне, наверное, пошлины мы будем вынуждены совсем отменить. И как ФТС собирается себя обеспечивать, если сейчас импорт, который остался, в основном вчерную работает? Все пошлины у начальников к рукам прилипают.

*Грузовая таможенная декларация — документ первостепенной важности при оформлении груза на таможне. Содержит 54 пункта, касающихся происхождения и дальнейшей судьбы груза. Для сравнения: ГТД в Китае содержит всего четыре пункта.

**Таможенный документ, содержащий перечень товаров и цену, за которую они были приобретены у продавца.

***Профили риска — внутренние таможенные документы, утверждающие технологии таможенного контроля, правила определения таможенной стоимости, правильности исчисления таможенных платежей и т.д.

Ольга Боброва