24.03.06

ВАС готовит проект постановления своего пленума, касающийся уплаты экспортных пошлин на сырьевые товары, вывозимые железнодорожным и морским транспортом

Высший арбитражный суд (ВАС) готовит проект постановления своего пленума, касающийся уплаты экспортных пошлин на сырьевые товары, вывозимые железнодорожным и морским транспортом. Проблема в том, пишет "Коммерсант", что раз в два месяца правительство меняет экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и другое сырье (как правило, их повышает), а экспортеры спешат заплатить пошлину заранее по более низким ставкам. Таможенный кодекс (ТК) разрешает экспортерам, использующим эти виды транспорта, за полмесяца до начала поставок подать временную таможенную декларацию и заплатить пошлину за предполагаемый объем экспорта. После предоплаты, однако, пошлины часто повышаются, о чем правительство обязано объявлять заранее. Экспортеры, узнав об этом, начинают массово подавать временные декларации, чтобы платить по более низким ставкам.

Таможенники, в свою очередь, убеждены, что экспортеры манипулируют с пошлиной, и требуют от них оплаты по повышенным ставкам. В ТК этот вопрос не урегулирован, и арбитражные суды, куда обращаются экспортеры, выносят противоположные решения, то признавая их право платить меньше, то считая их действия обходом закона.

В проекте постановления пленума, обсуждавшемся вчера на заседании президиума ВАС, предлагались два взаимоисключающих варианта решения. Один вариант фактически запрещает экспортерам подавать временные декларации, если пошлины должны измениться. Другой, наоборот, признает законной уплату пошлин по старым ставкам.

Против последнего варианта, как и ожидалось, активно выступили представители профильных министерств, участвовавшие в заседании президиума ВАС. Представители Федеральной таможенной службы отметили, что временные декларации ставят в неравные условия самих экспортеров нефти. Дело в том, что за экспорт нефти по трубопроводам пошлину нельзя заплатить заранее, и те, кто перевозит сырье по морю или железной дороге, могут оказаться в выигрыше. Это уже привело к тому, что в целях минимизации пошлин нефтяники переориентируют все большие объемы экспортных поставок с трубопроводов на цистерны и танкеры.

Судьи не поддержали ни один из вариантов, а высказали мнение, что в этой ситуации надо вносить поправки в ТК, а не перекладывать законодательные проблемы на суд.

Финмаркет 24.03.06