08.09.03

В круг избранных

Вопрос:

Читал в ЭЖ , что вступающий в силу с 1 января 2004 г. новый Таможенный кодекс принципиально изменит процедуру включения и дальнейшего нахождения добропорядочных коммерсантов в так называемых белых списках. Каким критериям должен отвечать участник ВЭД, чтобы попасть в круг избранных, пользующихся упрощенными процедурами таможенного оформления?
О. Пригожий, г. Краснодар

Ответ:
Критериев всего три, и определены они в п. 1 ст. 68 Таможенного кодекса.
Во-первых, на день обращения в таможенный орган с заявлением о применении в отношении участника ВЭД специальных упрощенных процедур он не должен иметь вступивших в силу в отношении его и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных следующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях:

16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ ;
16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств ;
16.3. Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов РФ и других запретов и ограничений ;
16.9. Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них ;
16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета ;
16.17. Неисполнение требований таможенного режима экспорта ;
16.18. Невывоз за пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств ;
16.20. Нарушение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами ;
16.22. Нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ .
Необходимо обратить внимание, что импортер не должен иметь именно вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам о НТП. Если же правонарушения допускались ранее и наложенные санкции импортером исполнены, административное расследование ведется только в момент обращения или происходит процесс обжалования постановления - все это не должно являться основанием для отказа в распространении на участника ВЭД упрощенных процедур таможенного оформления.

Во-вторых, импортер должен вести систему учета своей коммерческой документации в порядке, определяемом ГТК России.
В развитие этой нормы Таможенный кодекс внес изменения в п. 2 ст. 5 ФЗ О бухгалтерском учете . Теперь органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают помимо прочего положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей. Порядок ведения системы учета в настоящее время ГТК России еще не утвержден, но главный смысл его вполне понятен. Эта система учета должна позволить таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, со сведениями, представленными таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров.

В-третьих, организация, претендующая на использование специальных упрощенных процедур, должна на момент обращения уже осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет. Трехлетний период это та временная граница, которая, по мнению законодателя, отделяет добропорядочных участников ВЭД от так называемых фирм-однодневок, создаваемых для проведения одной-двух незаконных внешнеторговых операций, а затем бесследно исчезающих.

И. Новокшонов,
директор таможенно-
правового департамента
юридической фирмы
И. Л. Т. С.

"Экономика и жизнь"