27.07.22

В Казахстане предложили ввести запрет на ввоз зерна автомобильным транспортом

/ТАСС/. Четыре организации - Зерновой союз Казахстана, Союз полеводов Казахстана, Масложировой союз Казахстана и Союз зернопереработчиков Казахстана - написали письмо на имя премьер-министра республики Алихана Смаилова с просьбой ввести временный запрет на ввоз в страну автомобильным транспортом зерна и муки. Как пояснил официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов, предлагаемая мера нацелена на решение проблемы нелегального импорта российского зерна недобросовестными поставщиками, которая наблюдается в республике не первый год.

"Российское зерно чуть дешевле, и наши переработчики, птицеводы и животноводы активно им пользуются. Но этим фактором также активно начали пользоваться недобросовестные участники рынка. Они завозят зерно, не оформляя его надлежащим образом. Позднее на него оформляют документы через крестьянские и фермерские хозяйства, как будто зерно произведено в Казахстане. Затем оно либо перерабатывается у нас в стране и получается более дешевая продукция, либо реэкспортируется, в первую очередь в страны Средней Азии, где на рынках это зерно и продукция, которая из него произведена, предлагаются по более низким ценам", - пояснил Карабанов. По его словам, это приводит к уменьшению цен на казахстанскую сельскохозяйственную продукцию и негативно отражается на доходах казахстанских аграриев.

"Нелегальный импорт российской пшеницы в Казахстан, осуществляемый автомобильным транспортом, и ее последующий экспорт ежегодно приводят к необоснованному снижению экспортных цен и, соответственно, к упущенной выгоде добросовестных предпринимателей на сумму не менее $400 млн, или 202 млрд тенге по текущему курсу, и связанным с этим потерям дополнительных поступлений налогов в бюджет страны", - говорится в письме, которое направили аграрные организации.

В нем отмечено, что нелегальный импорт пшеницы достиг уровня 1,2 млн тонн в год. При этом, по оценкам, в среднем ежегодный теневой оборот зерна в республике составляет до 2 млн тонн, его стоимость достигает примерно 300 млрд тенге, или $625 млн. "Мы предлагаем полностью остановить импорт автотранспортом пшеницы, ячменя, кукурузы, семян подсолнечника, муки пшеничной и безотлагательно приступить к разработке и внедрению системы учета и прослеживаемости обращения зерна и продуктов его переработки", - говорится в письме.