Транзит ликвидируют за долги
Федеральная таможенная служба (ФТС) на прошлой неделе подала 40 исков в Московский арбитражный суд к Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) на сумму $2,4 млн.
Иски предъявлены за неуплату таможенных пошлин и налогов в результате недоставки товаров международными перевозчиками в таможни назначения. В пресс-службе ФТС «Гудку» сообщили, что в ближайшее время в суд будет направлено еще 60 исков на общую сумму свыше $9 млн.
В службе отметили, что таможенники пытались решить проблему во внесудебном порядке. Но положительный результат так и не был достигнут.
Отметим, что ранее ФТС уже предъявила 94 иска к АСМАП о взыскании таможенных платежей в связи с недоставкой товаров в 2004 году. Из них 84 касаются претензий ФТС к финским перевозчикам, не доехавшим до российской таможни назначения.
Советник по таможенным делам посольства Финляндии Антти Ниссинен отказался прокомментировать «Гудку» ситуацию, в которой оказались замешаны финские перевозчики. Он мотивировал это тем, что в настоящее время ведутся переговоры между таможенными ведомствами и ассоциациями перевозчиков обеих стран, а также Международным союзом автомобильного транспорта.
В АСМАП «Гудку» пояснили, что ассоциация в данном случае выступает юридическим ответчиком в соответствии с правилами системы международных перевозок (МДП). Любое решение суда будет исполняться «гарантийной цепочкой» в соответствии с этими же правилами.
В соответствии с системой МДП гарантами уплаты таможенных пошлин являются национальные ассоциации перевозчиков. В случае предъявления претензий со стороны таможенных органов соответствующие расходы несет АСМАП. Затем они компенсируются ассоциации Международным союзом автомобильного транспорта. Тот, в свою очередь, получает возмещение от международной страховой компании, находящейся в швейцарском Цюрихе. И уже швейцарская компания взыскивает претензии с национального страховщика, которым в России является «Ингосстрах». Национальный страховщик предъявляет регрессивное требование к перевозчику-нарушителю.
Однако наряду с виной перевозчика по сокрытию таможенных платежей в данном случае есть вина сотрудников таможенных органов, считает заместитель директора департамента Минтранса Александр Шерстнев. Они вносили в систему ложные данные. «Чтобы машину выпустили обратно через российскую границу, должна быть соответствующая отметка таможенных органов о том, что таможенные процедуры завершены успешно. Все отметки стоят, при этом платежи не поступили», – отметил он. Представитель Минтранса добавил, что в данном случае необходимо провести расследование, чтобы платежи были взысканы с грузополучателей, которые в настоящее время продолжают работать. Если это невозможно, должна включиться «цепочка» международных гарантийных обязательств.
При этом Александр Шерстнев выразил озабоченность массовыми неплатежами таможенных пошлин. Он пояснил, что «гарантийная цепочка» выплат работает. Но только если неплатежи перевозчиков не носят массового характера. Иначе международная страховая компания прекратит сотрудничество с Россией. Это повлечет за собой ликвидацию системы TIR у нас в стране (свободного транзита грузового автотранспорта через промежуточные таможни на пути его следования).
«Когда речь идет о 10 «недоставках», страховая система работает исправно, когда же речь идет о 600 случаях, с этим справиться сложнее», – заявил Александр Шерстнев. Система может «зависнуть», если зайдет речь о «недоставках» 90-х годов, когда они были сплошь и рядом в условиях «черных» таможенных схем. Представитель Минтранса отметил, что если система TIR у нас в стране будет ликвидирована, это повлечет за собой снижение скорости доставки грузов автомобильным транспортом в 2 – 3 раза, а также увеличение издержек отрасли.
Денис ВИКСНЕ
«Гудок» gudok.ru 27.03.2007