09.11.07

Только круглый дурак экспортирует круглый лес

На майском выездном заседании коллегии ФТС России в Томске были обозначены болевые точки лесного экспорта. И там же получил положительную оценку опыт работы иркутских таможенников в вопросах контроля и учета экспортируемых лесоматериалов. Свой взгляд на проблему и практику наведения порядка в лесном бизнесе мы просили изложить начальника Иркутской таможни Сергея ПОЛЯКОВА.

- Иркутская область занимает одну из ведущих позиций по экспорту древесины в стране. В прошлом году в регионе заготовлено более 22 миллионов кубометров леса, из них экспортировано более 4 миллионов кубов кругляка - и почти весь в Китай. В Манчжурии невдалеке от российской границы построены мощные производства по переработке нашей древесины. При этом в самой Поднебесной объявлен мораторий на вырубку лесов.

- Какие меры принимает таможня для сокращения вывоза кругляка?

- С 1 июля нынешнего года экспортные пошлины на необработанную древесину возросли до 20 процентов от цены поставки, а через три года достигнут 80 процентов. Считаю, что это удачный пример экономического воздействия государства на ситуацию. За это время у лесоэкспортеров появится возможность закончить начатые ранее контрактные поставки круглого леса и приступить к переоснащению лесхозов и подобных предприятий современным деревообрабатывающим оборудованием.

Сейчас же ситуация в области складывается таким образом, что только 30 процентов заготовленной древесины идет на переработку, остальное гонится за рубеж. Экспортеры жалуются на нехватку средств для закупки деревообрабатывающего оборудования. На одном из совещаний у губернатора прозвучали предложения закупки такого оборудования по лизингу, в рассрочку, а также привлечения иностранного капитала при организации современных деревообрабатывающих предприятий.

И Иркутская таможня наблюдает положительные тенденции в этом. Так, в 2006 году у нас прошли таможенное оформление 35 линий по деревообработке, в первом полугодии нынешнего года уже ввезены 23 линии - это деревообрабатывающие заводы, мини-заводы. Лесоэкспортеры приходят к пониманию, что отправлять за границу кругляк экономически невыгодно. Здесь играют роль и новые заградительные пошлины, и понимание того, что выгоднее продавать не бревна по цене 70-80 долларов за куб, а продукцию глубокой переработки по цене 200-250 долларов.

Кроме того, у солидных экспортеров появляется и своя собственность в виде деревообрабатывающих мощностей, подготовленный персонал предприятия. В этом заинтересованы и налоговые органы, местные власти, так как решается проблема трудоустройства, у людей появляются стабильная работа и зарплата, пополняется бюджет региона. И примеры успешного ведения бизнеса есть. Например, российско-японское предприятие «Игирма Тарику», которое действует уже почти 20 лет, перерабатывая порядка миллиона кубометров древесины, и оно готово дальше расширяться.

С 22 июня Правительство РФ ввело нулевые ставки на пиломатериал. Кроме того, сегодня освобождено от уплаты таможенных пошлин импортное технологическое оборудование по деревообработке. И, я думаю, лесоэкспортеры должны этим воспользоваться.

- Какие проблемы, по-вашему, должно решить развитие лесных производств?

- Сегодня на делянках остается очень много отходов - до 30 процентов вырубленной древесины. Это так называемые хлысты. Снимается и вывозится только «пенка» в виде отборных бревен. В лесу остается огромный неиспользованный ресурс, который либо сжигается, либо просто гниет на месте вырубки. Чтобы все это использовать, нужны оборудование, инвестиции. Тогда действительно удастся вычистить, как говорят лесники, «под метелку» все, что там находится. На делянках должен остаться только свежий новый лес, который со временем поднимется вместо вырубленного.

- Сергей Михайлович, всем известна проблема воровства, когда на 5 кубометров «официального леса» приходится куб ворованного. Что вы думаете по этому поводу?

- Думаю, что вы берете очень скромные цифры для примера. По данным читинских коллег, только 30-40 процентов леса заготавливается официально, остальное - откровенно краденое. И так практически во всех регионах. Проблема должна решаться на делянке, когда идет процесс вырубки, а не на этапе склада или погрузки в вагон. Таможенный контроль здесь эффекта не даст. Мы контролируем лишь достоверность вывозимого леса, так как с каждого вывозимого кубометра взимаем таможенные платежи.

По сути никто не знает, откуда лес приходит на склад и предъявляется к таможенному оформлению. У таможенников нет рычагов проверки легальности заготовленной древесины, отсутствуют и полномочия, да и вообще таможня наделена иными функциями. Участник внешнеэкономической деятельности вручает нам тот пакет документов, который подтверждает все его полномочия в отношении производства данной древесины, перед нами он «чист». Поэтому должна быть разработана и внедрена четкая система учета леса сразу на лесной делянке, как это делается в других странах.

Как один из способов решения проблем нелегального экспорта леса является метод с использованием бир-кования древесины. Эксперимент по электронному поштучному учету лесоматериала на основе маркировки каждого бревна Иркутская таможня начала 1 ноября 2005 года. Он был призван навести порядок в лесном экспорте. Суть эксперимента заключается в том, что решение о применении упрощенного порядка декларирования необработанных лесоматериалов принимается с учетом, наличия у участника внешнеэкономической деятельности системы электронного поштучного учета.

Технология электронного учета лесоматериалов предусматривает, что на каждое бревно крепится бирка из особо прочной пластмассы, содержащая в электронном виде полную информацию: индивидуальный номер, физические размеры, объем, сортность и прочие характеристики бревна. Из этих данных формируется доступная таможенным, налоговым, правоохранительным и иным надзорным органам общая электронная база, в которой содержится полная информация обо всех бревнах, предназначенных на экспорт, и отслеживается их передвижение.

Декларирование маркированных лесоматериалов в ходе эксперимента осуществлялось на Иркутском, Ниж-неудинском, Ангарском и Усольском таможенных постах. Получены положительные результаты, в частности, повышение качества таможенного контроля при снижении временных и ресурсных затрат, отсутствие нарушений таможенных правил в отношении маркированных лесоматериалов и увеличение средней загрузки вагонов с лесоматериалами с 70 до 85 кубов. Как следствие, средний платеж с одного транспортного средства (вагона) вырос с 356 долларов в 2005 году до 415 долларов в 2006-м.

На выездном заседании коллегии ФТС России в Томске новшество получило высокую оценку. Проблема сегодня заключается в том, что эксперимент по-прежнему находится в стадии эксперимента. Отсутствует законодательная основа, которая позволила бы нам распространить электронный учет лесоматериалов не только на этап таможенного контроля, но и на лесную делянку.

- Наравне со штрих-кодами в Иркутске появилась еще одна новинка. В этом году заработала лесная биржа.

- Да, действительно в январе 2007 года в Иркутске были проведены первые конкурсные торги, разработаны соответствующие технологии. Биржевыми торговыми площадками должны стать лесные терминалы, которые работают на территории области (на них, в частности, осуществляется и таможенный контроль) и которые планируют превратить в так называемые биржевые склады. Отсюда и будут вывозить древесину на экспорт. По словам специалистов, переход на торговые биржи позволит организовать лесной рынок и стабилизировать ценовую политику на нем. Биржа отличается от существующей неорганизованности тем, что она работает на организованном рынке и является его механизмом. Пока наша биржа в начале пути, но, я уверен, за ней будущее. Альтернативы нет. Рано или поздно дело войдет в режим реального рыночного процесса. Торговля лесом, как на внутренний рынок, так и за рубеж, должна осуществляться только через биржу.

- Кто ваши единомышленники, с кем приходится взаимодействовать при решении непростых задач в сфере экспорта леса?

- Иркутская таможня вплотную работает с областной администрацией - мы полные единомышленники. В наведении порядка в лесоэкспорте большую помощь оказывает Восточно-Сибирская железная дорога. Здесь мы на одной стороне баррикад, к примеру, в части контроля достоверности леса: таможня должна точно взять платежи с вывозимой древе- сины, а железнодорожники - столь же точно взять провозную плату. В настоящее время ведется большая работа по сокращению мест отгрузки лесоматериалов, предназначенных на экспорт. Таким образом повышается эффективность таможенного контроля, одновременно обеспечивается оптимальное использования железнодорожного подвижного состава. Единственным камнем преткновения являются так называемые переводные коэффициенты, применяемые железной дорогой: мы считаем лес в кубометрах, а магистраль в тоннах. Разница получается очень существенная. Надеемся, что когда-нибудь этот вопрос будет урегулирован.

...Когда материал уже был готов к печати, в Иркутской таможне состоялось совещание по вопросу «О таможенном оформлении и таможенном контроле экспортируемых лесоматериалов на территории Иркутской области». В выступлении первого заместителя начальника Сибирского таможенного управления Константина Винса было озвучены решения выездного заседания коллегии Федеральной таможенной службы в Томске. В частности, решено продолжить планомерную работу по совершенствованию организации таможенного контроля и таможенному оформлению экспортируемых лесоматериалов с учетом опыта Иркутской таможни, на которой проводится эксперимент по электронной поштучной форме учета. Эксперимент был признан успешным, и коллегия приняла решение распространить его действие на все таможни страны, где оформляются лесоматериалы.

Журнал «Таможня»