06.10.23

Точка перевалки

В результате переориентации грузовых потоков и увеличения объёмов внутрироссийского транзита Западно-Сибирская железная дорога становится новым хабом для перегрузки контейнеропотока, следующего в полувагонах с Дальнего Востока.

Актуальные темы организации грузоперевозок обсуждались на транспортно-логистической конференции «PRO//Движение. Сибирь», организованной ИД «Гудок» 3 октября в Новосибирске.

За восемь месяцев текущего года индекс промышленного производства Новосибирской области составил 110%. «Увеличение промышленного потенциала региона требует синхронного развития сортировочной и терминально-логистической инфраструктуры Западно-Сибирской дороги», – сказал временно исполняющий обязанности заместителя губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка.

Грузовая база растёт

Спрос на услуги терминально-логистических центров (ТЛЦ) региона будет увеличиваться как за счёт собственной грузовой базы, так и по причине того, что сегодня ЗСЖД выступает опорным пунктом перевалки импортных контейнеров, следующих в полувагонах из портов Дальнего Востока.

В настоящее время основная часть контейнеров в полувагонах (в этом году, по прогнозу, около 130 тыс. ДФЭ (20-футовый эквивалент) следует в районы Западной Сибири, приводит данные «ТрансКонтейнер» (входит в Группу «Дело»). Для сравнения: порядка 75 тыс. ДФЭ приходит на Свердловскую и Южно-Уральскую железные дороги, ещё примерно столько же на МЖД.

Запсиб нуждается в ТЛЦ

После выгрузки контейнеров на ЗСЖД почти весь парк порожних полувагонов отправляется в регионы Западной Сибири, включая Кузбасс. «Сейчас контейнеры из портов Дальнего Востока в полувагонах идут в эти регионы на перегрузку в основном потому, что мы наблюдаем определённый дефицит мощностей для их перевалки в Западной Сибири. При развитии перегрузочных мощностей в этой локации отправки контейнеров в полувагонах на Свердловскую дорогу, ЮУЖД и МЖД будут сокращаться», – прогнозирует первый вице-президент «ТрансКонтейнера» Виктор Марков.

«Мы рассматриваем технологию перевозки контейнеров в полувагонах в качестве постоянной меры, и их количество будет только расти», – считает председатель совета директоров ТЛЦ «Сибирский» Александр Кахидзе (полноценный запуск этого центра намечен на 6 октября, он выступит в роли хаба для перегрузки контейнеров из полувагонов).

Показатель прироста их перевозки на ЗСЖД ежегодно будет составлять около 10%, прогнозируют участники конференции.

Отметим, что на основе полученных данных «ТрансКонтейнер» планирует в ближайшие 2,5 года нарастить мощность своих терминалов в Сибири в три раза: с текущих 380 тыс. ДФЭ до 936 тыс. ДФЭ в год. Сегодня у компании на ЗСЖД расположено три терминала, на двух из них начаты работы по их модернизации, окончание которой намечено на 2025 год.

Кроме того, в планах компании построить новый терминал в городе Юрга Кемеровской области. К его возведению планируется приступить в апреле 2024 года. «Этот терминал будет специализироваться на перегрузе контейнеров из полувагонов, чтобы не заводить их в Новосибирский узел», – пояснил Виктор Марков.

Терминалы бывают разными

Начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Алексей Бельский убеждён, что терминально-складская инфраструктура должна быть представлена различными терминалами, которые предназначены для разных видов грузов. Например, сегодня на ЗСЖД 20% грузов – контейнеры, остальные 80% – тарно-штучные, тяжеловесные, насыпные, нефтеналивные и прочие.

Алексей Бельский пояснил, что дирекция нашла свою нишу и готова предложить клиентам городские универсальные терминалы или услуги мобильного грузового двора. «У нас есть много положительных примеров, где мы применяем новые технологические решения вне стационарных площадок, такие как мобильные бригады, работа с насыпными грузами с помощью грейферных перегружателей», – резюмировал он.

Гудок