28.03.23

Татарстан запускает работу бондового склада: какую пользу этот проект принесёт бизнесу и потребителям

Для реализации планов задействуют имеющуюся логистическую инфраструктуру «Почты России» в казанском аэропорту. Обсудили механизм работы с инициаторами и узнали у экспертов, получит ли республика приток новых инвестиций.

Инициаторы эксперимента надеются, что наличие бондового склада станет серьезным фактором привлечения в республику новых инвестиций в транспортную и логистическую инфраструктуру, создания новых производств и дополнительных рабочих мест, и, в итоге, обеспечит рост поступлений в бюджет республики.

Бондовые склады – площадки внутри страны, где импортный товар можно хранить до трех лет под таможенным контролем, но без растаможивания, уплаты НДС, акцизов и таможенных пошлин, без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения до приобретения покупателем. Формально заказы не пересекают таможенную границу России до момента, пока не покинут склад.

Благодаря такому механизму потребители смогут получать зарубежные товары за несколько дней вместо недель, а ритейлеры получают отсрочку на уплату НДС и таможенной пошлины. Предполагается, что участие в эксперименте позволит компаниям сэкономить на затраты на логистику за счет использования более дешевой контейнерной перевозки.

В чем сложности бондовой зоны?

Механизм бондового склада в республике хотели апробировать давно, но при организации такой зоны пришлось столкнуться со специфическими сложностями. Например, в России просто нет нормативного регулирования таких зон – действующие таможенные нормы не позволяют применять упрощенный порядок выпуска товаров в почтовых отправления в адрес физических лиц на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при использовании модели таможенного склада.

Менять эти нормы можно только с согласия остальных участников процесса, то есть путем принятия международного договора между государствами-членами ЕАЭС. А этот процесс не быстрый и вполне способный затянуться на несколько лет. Поэтому было решено действовать через механизм таможенного склада или склада временного хранения – то есть складов для товаров личного пользования, приобретенных физическими лицами через интернет-площадки и ввозимых на территорию ЕАЭС в международных почтовых отправлениях или перевозчиком, или иностранных товаров, реализуемых физлицам через интернет с таможенного склада.

Эксперты Национальной ассоциации дистанционной торговли отмечают, что в случае, если эксперимент по тестированию бондовой зоны в Татарстане окажется успешным, и опыт республики решат распространить на всю страну, то разработка проектов нормативных правовых актов может занять всего несколько месяцев.

Уполномоченный при раисе РТ по защите прав предпринимателей, помощник раиса РТ Фарид Абдулганиев, отметил, что именно республика фактически выступила инициатором этого проекта. В конце июля 2020 года глава Татарстана Рустам Минниханов направил в адрес премьер-министра России Михаила Мишустина обращение о готовности участвовать в эксперименте по созданию первого в России бондового склада. Тогда в своем письме руководитель республики отмечал, что из-за отсутствия такого склада в России тормозится развитие интернет-торговли.

– За это время мы вместе с Федеральной таможенной службой, АО «Почта России» (оператор бондового склада), Национальной ассоциацией дистанционной торговли (НАДТ) и компаниями интернет-торговли провели большую подготовительную работу, чтобы обеспечить успешный старт эксперимента в Татарстане, – рассказал бизнес-омбудсмен.

Абдулганиев подчеркнул, что на первом этапе речь идет о тестовом режиме, поэтому для отладки всей цепочки, чтобы предприниматели смогли оценить преимущества работы с бондовым складом, потребуется время.

– Для этого мы планируем совместно со всеми заинтересованными сторонами оперативно проанализировать эффективность действующей схемы и в случае необходимости сформировать предложения по ее улучшения, – сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей.

«Почта России» готова расширяться

В пресс-службе «Почты России» заметили, что ключевым фактором, который повлиял на принятие решения об участии в эксперименте, стала уникальная инфраструктура и многолетний опыт, которые позволили принять участие в разработке новых таможенных процедур и стать логистическим оператором эксперимента.

– «Почте России» участие в эксперименте даст возможность апробировать новый таможенный режим, который направлен на увеличение потока трансграничных отправлений. Также компания готова предложить бизнесу end-to-end решения по перевозке хранению и доставке интернет-заказов для российских покупателей, – пояснили в пресс-службе.

Под экспериментальную зону «Почта России» выделила общую площадь в 2 тысячи квадратных метром. Если партнеры и клиенты проявят высокий интерес к проекту, компания сможет оперативно расширить ее до 5 тысяч квадратных метров.

Заметим, что бондовая зона рассчитана на импорт товара, то есть через склад будет реализовываться только продукция иностранных производителей. Планируется, что эксперимент сделает выход новых зарубежных интернет-площадок и международных ритейлеров на российский рынок более привлекательным.

KazanExpress настроился на международное сотрудничество

Первым клиентом бондового склада в Казани станет компания KazanExpress и продавцы, уже интегрированные с маркетплейсом. В настоящее время «Почта России» находится в стадии согласования договоров и условий. Параллельно ведутся переговоры с рядом федеральных и региональных ритейлеров.

Директор спецпроектов KazanExpress Александр Савченко сообщил журналисту KazanFirst, что для маркетплейса участие в эксперименте – это в первую очередь расширение бизнес-границ.

– Участие в проекте с бондовым складом станет для нас новым опытом, будем работать с иностранными юрлицами, а на маркетплейсе появится больше товаров, – сказал представитель KazanExpress.

Савченко подчеркнул – создание бондовой зоны это только начало пути, и делать прогнозы об увеличении товарооборота на маркетплейсе еще рано. Собеседник видит в проекте большие перспективы, однако впереди предстоит еще много работы по отладке всех процессов. Ключевые факторы в дальнейшей судьбе проекта – налогообложение и работа с таможней. Они, по его словам, будут окончательно сформированы по результатам эксперимента.

– Речь идет о развитии не только электронной коммерции в Татарстане, но и экономики в целом. Успех эксперимента предполагает создание полноценного фулфилмент-центра для бонда, что даст новые рабочие места, а поток товаров из-за рубежа сможет пополнить бюджет республики, – уверен Савченко.

А вот СДЭК пока не видит пользы в бондовых складах

Заинтересован в работе с бондовым складом и другой логистический оператор России – СДЭК. У компании есть опыт работы с фулфилментом, опыт таможенного декларирования заказов из интернет-магазинов, ресурсы для организации такого склада.

Руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности СДЭК Александр Морозов заметил, что сегодняшние правила размещения товаров на бондовых складах – трудоемкие, затратные и в текущих реалиях – нецелесообразные.

– В теории, бондовые склады могут открыть для участников рынка большие перспективы: увеличение грузопотока, снижение зависимости и дефицита из-за ухода с российского рынка иностранных ритейлеров, создание новых рабочих мест, упрощение логистических цепочек по России в целом и реэкспорт непроданных товаров. Но на практике в текущий момент работа с бондовыми складами для логистических компаний, служб доставки и экспресс-перевозчиков сопряжена с большими трудностями и затратами, поэтому говорить о каком-то масштабном витке развития E-comm пока рано, – заявил эксперт.

Морозов пояснил, что если в будущем к работе с бондовыми складами будут допущены не только «Почта России», но и другие коммерческие компании, то они они получат возможность заранее закупать самые популярные товары из-за рубежа и хранить их на территории нового склада. Таким образом, получится сэкономить на доставке за счет транспортировки сразу большой партии товаров, а не отдельных посылок. К тому же, процесс перевозки будет упрощен благодаря тому, что отдельные посылки будут формироваться, переупаковываться и проходить процедуру таможенного декларирования уже на территории бондового склада, а не за границей. В процессе отгрузки товара с бондового склада с получателя или оператора будут взиматься таможенные пошлины в соответствии с тарифами ЕАЭС и налоги согласно Налоговому кодексу РФ, в случаях когда это необходимо. При отправке товаров для личного пользования в адрес физических лиц, нормы беспошлинного ввоза сохраняются как и при обычных международных отправлениях.

– Перемещение товарного запаса ближе к покупателям на территории России позволит существенно сократить сроки доставки товаров до конечного получателя. Если сегодня, доставку посылки из Китая, условно, можно ожидать 20-30 дней, то размещение товаров на бондовом складе сократит это время до 3-4 дней, – сказал Морозов.

Не каждый бизнес может быть готов вкладываться в инфраструктуру

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов не ждет бурного роста электронной торговли, потому что такие склады почти ничем не отличаются от обычных таможенных складов. Предусмотрены определенные послабления при оформлении таких грузов, но товары необходимо доставлять, хранить и обрабатывать, для этого потребуется инфраструктура, которую нужно создавать. Захочет ли этого иностранный бизнес – этот вопрос эксперт оставляет открытым.

– Могут потребоваться значительные вложения в инфраструктуру, чтобы привлечь внимание к такому складу, не каждый бизнес может быть к этому готов. Также потребуются средства и обустройство самого склада, создание там привлекательных условий как для сотрудников, так и для посетителей, что тоже потребует серьезных вложений. Возможно, для развития данного бизнеса различных таможенных льгот может быть недостаточно, могут потребоваться и другие меры поддержки, как на федеральном уровне, так и со стороны республики. Теоретически нельзя исключать того, что предпринимателей заинтересует открытие бондового склада в республике, но не стоит ожидать, что мгновенно все перейдут на работу по данной схеме. Многие компании продолжат работать по существующим схемам, так как они уже отработаны, налажены связи с партнерами, понятны расходы и так далее, – рассуждал Баранов.

Число компаний, которые перейдут на работу с данным складом будет зависеть от результатов его деятельности, опыта общения с ним, так что в ближайшие несколько месяцев к нему будет большой интерес со стороны бизнеса, и лишь потом могут быть приняты решения о начале сотрудничества с ним, уверен эксперт.

Главная цель – отработать все возможные алгоритмы взаимодействия с участниками процесса

Финансовый эксперт маркетплейса «Финмир» Антон Кравцов считает, что именно Татарстан в качестве площадки для апробации нового механизма выбрали неслучайно – в республике построен большой логоцентр «Почты России» и неподалеку расположен международный аэропорт, хорошо развитая транспортная инфраструктура, а население отличается платежеспособностью.

Аналитик напомнил, что на то, чтобы оценить эффективность проекта бондового склада в российском правительстве выделили год. За это время необходимо реализовать и протестировать проект, выявить какие существуют проблемы с точки зрения технической реализации, в таможенной, правовой области, создать эффективные условия взаимодействия между всеми участниками проекта.

– Очевидно, что если все пойдет как запланировано, то это приведет, в первую очередь, к строительству дополнительных логистических центров и складских помещений, к развитию электронной коммерции, что позитивно скажется на социально-экономическом развитии региона и позволит увеличить рабочие места, – предположил эксперт.

По мнению Кравцова, экономический эффект связанный с проектом, в будущем, может выражаться: в увеличении товарооборота, снижении стоимости доставляемых товаров, развитии транспортной инфраструктуры, увеличении налоговых поступлений в бюджет и в создании экономической выгоды для региона. Он добавил, что судить о том, появятся ли в бондовой промышленные объекты, можно будет говорить тогда, когда появится реальный положительный опыт реализации проекта.

– Изначально идея появления бондовой зоны принадлежит Китаю, но следует отметить, что там нет особой конкуренции на внутреннем рынке, поэтому китайские товары практически незаменимы, однако, что касается российского рынка то могут пострадать отечественные производители, например, бытовой техники и электроники, за счет того, что аналоги иностранного производства станут дешевле, – заметил аналитик.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов согласился, что у эксперимента изначально другие задачи, нежели развитие интернет-торговли в регионе: главная цель – отработать все возможные алгоритмы взаимодействия с участниками процесса, чтобы в случае успешного проведения эксперимента легко распространить эту практику на весь рынок.

– Важно, что в подходе к проведению эксперимента сбалансировано регулирование: все налоги, пошлины, которые имеются при классическом импорте, сохранены и распространяться на всех участников процесса без исключений, таким образом исключен риск возникновения перекоса конкурентных условий между двумя каналами импорта, – сказал эксперт.

Региону проект принесет несомненную пользу – это увеличение инвестиционной активности и развитие логистического потенциала, а также создание новых рабочих мест.

Kazanfirst.ru