Таможня отдает швартовы
Вслед за Минтрансом предложение главы "Роснефти" Игоря Сечина об усилении контроля на рынке судового топлива поддержала Федеральная таможенная служба (ФТС). По ее мнению, нужно не только регулировать качество топлива, но и устанавливать минимальную цену на него через биржу. Впрочем, по мнению участников рынка, сделать это сложно, поскольку структуры крупных нефтекомпаний не готовы перепродавать топливо другим игрокам. Аналитики считают, что установление минимальной цены приведет к резкому удорожанию топлива.
Как стало известно "Ъ", глава ФТС Андрей Бельянинов 26 сентября обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с предложением "создать отдельную торговую сессию" на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) для установки цен на бункерное (судовое) топливо. По мнению ФТС, это позволит установить единую минимальную цену "совершения внешнеторговой сделки при продаже бункерного топлива". В службе считают, что "контроль ценообразования" позволит государству следить за рынком.
ФТС пришла к выводу, что до 30% общего объема продаж на бункерном рынке России занимают нефтепродукты "сомнительного качества", произведенные на небольших нефтезаводах. В службе считают, что закупка бункерного топлива независимыми бункеровочными компаниями у мини-заводов и отстутствие долгосрочных контрактов с "легальными производителями" дают возможность устанавливать "демпинговые цены". В результате, уверены в ФТС, возникает "недобросовестная конкуренция".
Таким образом, служба поддержала позицию главы "Роснефти" Игоря Сечина, предложившего передать развитие рынка бункеровки в руки профильных подразделений трех вертикально интегрированных нефтекомпаний (ВИНК): дочерней "Роснефти" "РН-Бункер", "ЛУКОЙЛ-Бункеру" и "Газпромнефть Марин Бункеру" (см. "Ъ" от 8 октября). Господин Сечин приводил те же аргументы, что и ФТС, его предложения уже частично поддержал Минтранс. Сама ФТС также не впервые обращает внимание на рынок бункеровки: с октября она уже ввела обязательные документы, подтверждающие "легальность происхождения и приобретения" топлива. По мнению участников рынка, "де-факто каждый таможенный пункт самостоятельно трактует правоприменение документа", а список "легальных" НПЗ ФТС составила по собственному усмотрению.
В СРО "Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков", объединяющей около 30 бункеровочных компаний, подчеркивают, что регулирование цен не входит в компетенцию таможенных органов, поскольку бункерное топливо — это потребляемый "припас" и таможенной пошлиной не облагается. В ассоциации "не могут понять", для чего ФТС нужен постоянный контроль минимальной цены. Независимые бункеровщики считают, что механизм продажи топлива через биржу малореализуем, поскольку структуры ВИНК не готовы перепродавать топливо другим игрокам и на торги, "скорее всего, не пойдут". "Если ФТС либо любое другое ведомство обяжет ВИНК продавать часть своих объемов топлива через биржу, мы с удовольствием будем его покупать",— говорит глава Балтийской топливной компании (БТК) Станислав Корнеев. Впрочем, в "Роснефти" заявили, что компания полностью поддерживает предложения ФТС. В СПбМТСБ утверждают, что торговать бункерным топливом на бирже можно уже сейчас. "Крупные производители на бирже зарегистрированы, чтобы начать продавать, им нужно лишь оставить заявку, но неизвестно, какие виды базисов для этого вида нефтепродукта окажутся более востребованы",— пояснил вице-президент СПбМТСБ Михаил Темниченко.
Сейчас разница между ценами ВИНК и независимых бункеровщиков несущественна (200-300 руб. за тонну топлива), но "присутствие на рынке независимых бункеровщков не дает ВИНК устанавливать завышенные цены", отмечает Надежда Малышева из PortNews. Она добавляет, что в целом судовое топливо в России стоит на $70-120 за тонну дешевле, чем в мире, но, "как только количество участников рынка сократится, цена приблизится к общемировой".
Коммерсантъ