22.09.11

Таможня не отдает добро

Не успел как следует забыться августовский коллапс в Пулково (Санкт-Петербург), где таможня оказалась не готова к плановому увеличению объема поступающей международной корреспонденции, как пришла новая нерадостная весть: «На Пулковской таможне посылки «бомбят!»

На YouTube появился видео-ролик, который выложили в сеть российские покупатели, сопроводив съемку надписью: «Получаем пустую посылку из интернет-магазина computeruniverse.net:
все было украдено на питерской таможне».

Если забить в поисковиках интернета запрос «вскрытие посылок», то без труда обнаружишь, что опытный получатель международных посылок и бандеролей в России теперь получает их на почте, ведя подробную видео-съемку в присутствии «понятых», то бишь почтовых работников для составления акта.

Судя по репликам авторов упомянутого ролика на YouTube, они не удивились, не найдя после таможни в посылке из интернет-магазина части своего заказа: «Они там её в Пулково почистили. Уже не в первый раз. Даже нет коробок с телефонами – украли на 30 тысяч рублей». Утешает лишь одно: Федеральная таможенная служба, видимо, выполнила обещание увеличить число инспекторов при ММПО (месте международного почтового обмена), поскольку кто-то нечестный имел время ковыряться в коробке из магазина computeruniverse.net, выбирая себе что поценней.

Ну, а если судить по обилию видео-роликов на YouTube, где получатели посылок словно играют в «русскую рулетку», каждый раз гадая, дойдет ли до адресата заказанное из-за рубежа, то с дистанционным цивилизованным шопингом у нас сейчас просто беда!

Поскольку зарубежные интернет-магазины и аукционы подозревать в каких-то «недовлажениях» в посылки не приходится, то весь огонь критики и претензий получателей международных отправлений обрушивается на два российских звена – почтовое ведомство и таможню. Причем для большинства критикующих последняя как бы остается в тени – все привыкли, что почта то буксует со скоростью доставки, то качество сервиса её заставляет желать лучшего. Да и получатель посылки или бандероли лицом к лицу сталкивается при выдаче отправления с почтовым работником – не всегда с предельной вежливостью готового слушать критику. В таком случае эффект «последнего звена» эмоционально перевешивает поиск конкретного виновного в краже, т.е. по сути вора.

В последнее время российские получатели международных почтовых отправлений перестают с ходу «валить все шишки» на почтовиков, а начинают докапываться до корней явления, требуя разбирательства по всей цепочке перемещения посылки: аэропорт – транспорт – таможня и её склад временного хранения – почтовая служба. Надо отметить этому способствует и то, что почтовики в последнее время предприняли энергичные меры по оптимизации потоков корреспонденции, а Федеральная таможенная служба – устраняет неразбериху, возникшую в связи с приравниванием международных посылок и бандеролей к прочим грузам с отправкой их на склады временного хранения. Думается, под нажимом общественности и СМИ взаимодействие ведомств должно придти на смену взаимным претензиям, и каналы хищений должны быть перекрыты без кивания друг на друга за счет усиления ведомственного контроля.

Пока же получатели международных отправлений являются единственной стороной, реально заинтересованной в этом, поскольку за пропажу из посылок заказанных ценных вещей расплачиваются именно эти люди, клиенты дистанционной торговли. Не случайно сейчас они объединяются в интернет-сообщества, чтобы находить конкретных виновников краж и выявлять «узкие места» транзита посылок, а не брать за грудки работника, выдающего посылку.

Интернет тут превращается в своеобразную школу передового опыта, где учат вести подетальную съемку каждой коробочки, извлеченной из посылки или бандероли, и делятся горьким опытом: «Тоже заказывал в этом магазине телефон SGS2 и тоже шла через Питерскую таможню, и точно так же почистили, только положили бумагу формата А4 по весу 101 лист. Мой трек CL695804280DE».

Конечно, нужно учить правила получения дорогих международных почтовых отправлений и быть бдительным, если вес бандероли не соответствует адресной наклейке или, скажем, внешне она повреждена. Надо знать, что таможенные работники вправе вскрыть любую попавшую под сомнение или подозрение посылку (Московская таможня, к примеру, в среднем вскрывает до 10% от общего количества посылок). Но такой досмотр международного отправления проводится с обязательным присутствием оператора почтовой связи, при этом вскрытая после таможни посылка опечатывается таможенным скотчем, к ней должен быть приложен «Акт таможенного досмотра» с подписью таможенника и печатью.

Однако бдительность бдительностью, но обидно, когда не бдят ведомства, призванные стоять на страже. Сейчас кражами международных почтовых отправлений озабочены, похоже, лишь магазины, куда сыплются нарекания, да клиенты в интернет-сообществе. Красноречивее всего говорит о проблеме надпись на сайте одного из интернет-магазинов: «Мы не осуществляем доставку в Россию и Сомали». Что ничего удивительного: нынешним верещагиным за державу не обидно...

Пулковских таможенников обвинили в воровстве Месяца не прошло с тех пор, как Пулковская таможня была в центре скандала из-за задержки почтовых грузов из-за границы в адрес российских получателей. Тысячи посылок скопились в аэропорту Пулково из-за того, что таможенники не успевали их обрабатывать. И это спустя лишь пару недель после того, как руководство Таможенного комитета с упреками на медлительность «Почты России» приняло инструкцию, ужесточающую требования к почтальонам по срокам обработки международной корреспонденции.

Задержки международной корреспонденции отмечаются на российских таможнях уже второй год. Количество посылок из-за рубежа в адрес российских потребителей растет. Открыв для себя доступ к дистанционной торговле, россияне с удовольствием заказывают товары на E-bay и в прочих западных интернет-магазинах и аукционах. И хотя «Почта России» уже несколько раз предлагала увеличить количество пунктов пропуска и обработки посылок и количество сотрудников на этих пунктах, таможенники лишь перекладывали вину на самих почтальонов.

Конечно, претензии по срокам доставки, предъявляемые «Почте России» связаны не только с «растаможкой». Например, на сроки часто жалуются дальневосточные покупатели американских интернет магазинов. Дело в том, что многие интернет магазины США отправляют свои посылки из Китая. И при существующей системе доставки получается, что самолет с посылками из Китая, сначала садится во Владивостоке или Хабаровске на дозаправку, потом летит в Москву, здесь посылки проходят таможенную обработку, после чего вновь возвращаются на Дальний Восток к получателям. В итоге сроки доставки увеличиваются на несколько недель.

Впрочем, эта проблема должна решиться в ближайшие пару лет, после строительства на Дальнем Востоке нового сортировочного центра. Труднее объяснить, те же проблемы с доставкой корреспонденции в столице, когда письмо из одного здания в другое на той же улице, может «идти» почти месяц, или те же посылки лежат после «растаможки» на сортировочных узлах по несколько недель без движения.

Однако, скандал с задержкой посылок в пулковской таможне в очередной раз показал, что зачастую именно таможня является тем узким местом, где и происходят основные задержки международной корреспонденции.

Но вот посылки, наконец, преодолели пулковских таможенников и стали доходить до потребителей. И некоторые из них оказались неприятно удивлены. На YouTube на днях появилась видеозапись из почтового отделения, в которой показано, как девушка пришла получать посылку, а коробка оказалась пустой. Заказанные и оплаченные в интернет-магазине computeruniverse.net в Германии телефоны стоимостью 30 тыс. рублей пропали на таможне. И как видно из комментариев к ролику, это далеко не первый случай, когда на Пулковской таможне пропадают ценные отправления.

До недавнего времени вину за пропажу недовольные потребители возлагали на почтальонов. И действительно, еще в начале лета в результате собственного расследования сотрудники «Почты России» на одном из столичных узлов связи раскрыли преступную группу, которая занималась хищениями дорогих посылок. Но теперь, как оказывается, что ценные товары зачастую пропадают еще до того, как попадают на почту.

Интересно, сколько еще потребителей, не дождутся своих покупок после кризиса на Пулковской таможне? Можно подумать, что заграничные посылки не случайно скапливались в Пулково, чтобы у местных таможенников было время их тщательно изучить и «обработать». И после столь «пристального внимания» таможенников, видимо, не все посылки теперь доберутся до своих адресатов.

«Аргументы и Факты».