29.05.25

​Таможенники Евразийского союза освоят прорывные технологии контроля за грузами

Таможенники Евразийского союза (ЕАЭС) переходят на прорывные технологии контроля за грузоперевозками, включая искусственный интеллект, интернет вещей, обработку больших данных и навигационные пломбы. Это позволит России и ее партнерам резко сократить издержки и подняться на новый уровень в международной торговле, рассказал в интервью "Российской газете" министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Руслан Давыдов.

Россия и ее соседи по ЕАЭС отменили в отношении друг друга таможенные границы. Оправдала ли себя эта мера?

Руслан Давыдов: Таможенный союз стран ЕАЭС является основой и главным драйвером развития Евразийского экономического союза в целом. Не только потому, что мне хочется похвалить таможенников. Свободное перемещение товаров и общие правила внешней торговли с третьими странами лежат в основе любого экономического союза. Например, европейцы говорят, что основой благополучия Евросоюза является их таможенный союз. О нем они договорились еще в середине прошлого века до появления самого ЕС.

Мировой опыт свидетельствует, что развитие торговли ускоряет экономический рост. За последние 10 лет у нас объемы взаимной торговли внутри ЕАЭС увеличились в два раза, а объемы внешней торговли увеличились на 60%. По сельхозпродукции рост более, чем на четверть, а по промышленности - более 20%. Совокупный ВВП ЕАЭС приблизился к 2,5 трлн долларов.

В прошлом году экономический рост стран Евразийского союза значительно опередил среднемировые темпы - плюс 4,4% против 3,3%. И это, несмотря на все ограничения против России. В том числе попытки установить блокаду наших торговых портов. С точки зрения простого человека все эти цифры означают рост доходов, причем реальных - с поправкой на инфляцию. В долларах доход на душу населения с чуть менее 9 тысяч вырос до 14 тысяч, то есть на 56-57%.

Поэтому мы говорим, что позитивный результат налицо. Будем углублять евразийскую интеграцию, в том числе за счет внедрения новых технологий таможенного контроля.

Что это за технологии?

Руслан Давыдов: Это большой комплекс разных мер, которые можно обобщенно назвать цифровизацией. В том числе - искусственный интеллект, интернет вещей, обработка больших данных и электронные навигационные пломбы. Новые прорывные технологии появляются регулярно. Всемирная таможенная организация теперь каждый год проводит форумы и конференции по IT-технологиям. Там есть возможность ознакомиться с лучшими мировыми практиками, обменяться опытом, оценить собственный уровень развития.

Важнейшую роль при этом играют единство правил таможенного регулирования, унификация нормативных актов и требований к грузоперевозкам, а также повышение качества администрирования всех этих процессов. В перспективе до 2030 года мы предлагаем согласовать со всеми странами единый стандарт таможенного администрирования ЕАЭС. Сделать так, чтобы стало совершенно не важно, через какой участок общей таможенной границы Евразийского союза заезжает товар. Главное, чтобы к нему было одинаковое отношение со стороны таможенных органов всех стран союза.

Какой эффект это даст?

Руслан Давыдов: Единство стандартов предполагает сближение и унификацию национальных практик и подходов. Это приводит к упрощению и ускорению перемещения товаров, снижению издержек на основе внедрения новых технологий. В итоге все эти меры позволят нам качественно повысить уровень международной торговли с самым положительным экономическим эффектом.

У Евразийского союза вообще, и у России в частности огромный транзитный потенциал. Через нашу общую территорию идут важнейшие для мировой экономики торговые пути. Целый ряд государств получают доступ к мировому океану через российские порты. Это дает дополнительную нагрузку на инфраструктуру, но также доходы и стимулы для дальнейшего развития. В том числе для наращивания пропускной способности транспортных артерий. Особенное внимание сейчас уделяется железным дорогам Восточного полигона, так как резко выросла востребованность тихоокеанских портов России.

Как именно искусственный интеллект поможет в работе таможенникам?

Руслан Давыдов: Суть в том, что ИИ можно обучить выявлению признаков нарушений при досмотре грузов современными техническими средствами. И переложить на него львиную долю рутинной работы. Люди получат возможность тратить свое время на разбор случаев только с теми грузами, которые вызывают вопросы. В таможне уже давно применяются установки для сканирования рентгеновскими лучами, накопилась база данных таких снимков, в том числе с выявленными нарушениями. Так вот ИИ можно на этой основе научить выявлять подозрительные случаи.

Искусственный интеллект можно обучить досмотру грузов современными техническими средствами и переложить на него львиную долю рутинной работы

Кстати сам процесс сканирования тоже совершенствуется, наряду с рентгеновскими машинами появились сканеры, работающие на различных физических принципах. Они позволяют снизить лучевую нагрузку на водителей грузовиков. Им даже не приходится покидать кабину, что значительно экономит время. Той же цели служит применение биометрии: личность водителя, который одновременно является представителем компании-грузоперевозчика, определяется моментально и с очень высокой точностью. В итоге ему не приходится брать бумажный талончик и с ним обходить "окошки" с проверяющими.

Похожим образом обстоит дело с обработкой больших данных. Уходят в прошлое фокусы с бумажными документами, когда у водителей для разных проверяющих были заготовлены разные бумаги. Часто подобные схемы встречались при перевозках алкогольной и табачной продукции, либо дорогостоящей бытовой техники. При переходе на цифровой документооборот алгоритмы буквально налету выявляют несоответствия в данных о грузе на всех этапах его следования. В том числе в сложных случаях, когда товарные партии дробятся.

Применение этих технологий наряду с технологией интернета вещей в комплексе позволяет организовать поточную проверку по принципу "одной остановки". Тогда на сбор всех данных о грузе уходит минимум времени. Задержка происходит только в том случае, если сработало предупреждение о риске, и тогда уже груз отправляется к инспекторам на детальный контроль.

Можно ведь и компьютеру показать одно, а после прохождения таможни сменить груз и на самом деле везти уже что-то другое. Внутри ЕАЭС ведь таможенных постов уже нет.

Руслан Давыдов: Работа таможни не всегда заканчивается в пункте пропуска. Для этого придуманы электронные навигационные пломбы. Они производятся, в том числе, отечественными предприятиями. Это своего рода гибрид навесного замка, компьютера и сигнального маяка. Устройство не позволяет тайно вскрыть контейнер с грузом. Такая пломба хранит и передает проверяющим всю информацию о грузе и проделанном им маршруте. Если эту пломбу попытаться вскрыть или повредить, либо будет отклонение от маршрута, об этом моментально станет известно. Компьютер определит факт и вид нарушения, а затем подаст сигнал.

Пока активнее всего пломбы применяют перевозчики в России и Беларуси, но мы рассчитываем на самое широкое внедрение этой технологии в ближайшее время всеми странами-участницами Евразийского союза. Пока еще остаются дискуссионные вопросы об охране коммерческой тайны и защите данных о грузовых потоках. Особенно в условиях внешнего давления на торговых партнеров России. Но в обозримой перспективе мы надеемся все эти вопросы решить.

Окупаются ли все эти технические хитрости? Не устареют ли они еще до того, как будут внедрены?

Руслан Давыдов: Всякая техническая модернизация требует затрат. Но, во-первых, чем более массовым является производство любых устройств, тем дешевле обходится одна единица. Во-вторых, традиционные методы контроля требуют больше времени и человеческих ресурсов, а они становятся все дороже. Цена потерь в результате различных злоупотреблений из-за несовершенства существующих мер контроля может в разы превосходить затраты на внедрение передовых технологий.

Во всем мире технологии контроля очень быстро совершенствуются, и обходить их становится все сложнее и дороже. Те же навигационные пломбы - это устройства с обновляемым софтом, как обычный смартфон. С каждым обновлением они получают новые элементы защиты.

Мы стремимся к тому, чтобы быстрее перейти от экспериментального к штатному применению технологий по всему Евразийскому союзу. К сожалению, в свое время страны ЕАЭС не приняли решение о создании единого оператора пломбирования, а пошли по пути создания национальных операторов. У них пока разная степень готовности, разный опыт и возможности. Поэтому модернизация и практическое внедрение навигационных пломб идет не так быстро, как хотелось бы. Плюс есть свои сложности с передачей данных от одного оператора другому. Задача создания единого бесшовного информационного пространства - это дело будущего.

Кроме технологий совершенствуются и методы контроля. Хорошие результаты показывает риск-ориентированный подход, при котором все внимание концентрируется именно на тех грузах и ситуациях, где вероятность нарушения самая высокая. К слову, такой риск-ориентированный подход уже не первый год успешно и эффективно применяется таможенниками всех государств Евразийского союза.

Не проще ли подождать, пока все грузоперевозки станут беспилотными? Тогда и "фокусничать" некому будет.

Руслан Давыдов: Это все-таки относительно далекая перспектива. Для того, чтобы беспилотные грузоперевозки могли заработать в трансграничной торговле, необходимо решить целый комплекс технологических, организационных и правовых вопросов.

Например, вопрос ответственности за правонарушения. Кто будет отвечать, если в беспилотном грузовике провозится контрабанда? Робот не может нести ответственности. У разных стран может быть разный взгляд на правовые вопросы, и обойти его нельзя. Потому что без возможности санкций не будет ответственного поведения.

Какие у вас цели на ближайшую перспективу?

Руслан Давыдов: Нам необходимо скорее перейти к реализации Соглашения о единой системе таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьих сторон, подписанного главами государств ЕАЭС 26 декабря 2024 года в Санкт-Петербурге. Это соглашение дает возможность присоединения к Евразийской системе транзита странам, не являющимся членами ЕАЭС. А значит, создает благоприятные условия и для развития транзитного потенциала Евразийского союза, и для активизации работы по присоединению к нему новых членов.

Вопрос тут в готовности сторон и объективной оценке экономического эффекта от интеграции. Выгоды развития торговли и транзита перевешивают все организационные сложности и возможную передачу отдельных национальных полномочий на наднациональный уровень. Поэтому мы с оптимизмом смотрим на углубление взаимодействия в таможенной сфере.

Российская газета