21.09.05

Сотовые телефоны дешеветь не будут

После августовского кризиса на рынке сотовых телефонов большинство крупных ритейлеров и производителей заявили о том, что переходят на прямой импорт продукции. Однако ряд экспертов полагают, что полного отказа от "серого" импорта не произойдет, зато возрастут риски импортеров. Поэтому не стоит ожидать и снижения цен на сотовые телефоны -- они останутся на посткризисном уровне.

Прерванный звонок

Кризис на рынке сотовых телефонов начался неожиданно и развивался стремительно.

В августе управление "К" МВД и следственный комитет при министерстве сообщили о задержании гигантской партии сотовых телефонов -- 355 тонн, или почти миллион аппаратов. Столько трубок продается на всем российском рынке за две недели. Арестованная партия ориентировочной стоимостью $150 млн предназначалась фактически всему сотовому рынку: в сообщениях силовых структур упоминались крупнейшие розничные торговцы, такие как "Евросеть", "Связной", Dixis, "Беталинк", Divizion.

Столь крупное изъятие трубок привело к серьезному дефициту в сотовой рознице, а цены на телефоны немедленно поползли вверх. Сначала торговцы говорили о повышении цен на 10-15%, потом прогноз был скорректирован до 20-30% на отдельные модели к концу сентября. Прогноз полностью оправдался, причем цены на сотовые телефоны до сих пор держатся на послекризисном уровне. Вслед за арестом крупной партии сотовых телефонов власти предприняли еще один значительный шаг по реструктуризации сотового рынка. 14 сентября Федеральная таможенная служба (ФТС) объявила крупнейшим производителям сотовых телефонов, что с 1 октября они будут обязаны предоставить ФТС полные прайс-листы на всю свою продукцию. Одновременно производителям предложено составить списки официальных импортеров, которые смогут проходить упрощенную процедуру таможенного досмотра. Этой мерой ФТС надеется полностью искоренить "серый" импорт мобильных телефонов -- по замыслу таможенников, использовать "серые" схемы в этом случае будет уже не выгодно.

Формально сотовые ритейлеры поддержали инициативу таможни -- все крупные компании объявили о том, что готовы перейти на прямой импорт, став участниками внешнеэкономической деятельности (пока о получении статуса участника ВЭД официально заявили только компании Dixis и "Беталинк"). Однако некоторые аналитики рынка полагают, что шаг в сторону прямого импорта со стороны ритейлеров не означает отказ от использования "серых" схем поставок товара в Россию.

"Сотовые ритейлеры будут теперь изо всех сил показывать государству, насколько они хорошо соблюдают закон, привозя партии телефонов по схемам прямого импорта,-- говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.-- Однако на деле большую часть товара они будут провозить не то что по 'серым' схемам с занижением истинной стоимости телефона и частичным уходом от налогообложения, они примутся возить сотовые телефоны 'по-черному', как шарики от пинг-понга.

Причин тому две -- официально существующих 'белых' каналов в ближайшее время не хватит на покрытие потребностей и трети рынка. Поэтому отказаться от 'серых' поставок просто невозможно -- в результате неизбежно придется снижать объемы закупок, на что при растущем рынке ни один ритейлер не пойдет. Кроме того, риск завозить телефон, регистрируя его как другую товарную группу, теперь сопоставим с риском искажения истинной стоимости телефона, потому что на руках у таможенников есть полные прайс-листы на всю продукцию производителей сотовых телефонов". Мнение господина Муртазина открыто не поддерживает ни один сотовый ритейлер.

Однако неофициально они признают, что полный переход на прямой импорт в ближайшее время вряд ли возможен. "На 'белый' импорт перейти невозможно, потому что для этого требуется полностью изменить принципы работы таможни,-- говорит один из участников сотового рынка.-- Представьте, что весь сотовый рынок в один момент переключается на 'белые' поставки. Где тогда остается интерес конкретного таможенного чиновника, если схема импорта совершенно прозрачна? Очевидно, таможенные органы так же не заинтересованы в прямом импорте, как и участники рынка". По мнению анонимного собеседника Ъ, уровень "серого" импорта в результате августовского кризиса все же незначительно снизится -- с 90% до 85%.

Зато возрастут риски, связанные с поставками товара, которые будут переложены на покупателя. К тому же на рынке не могут не возникать диспропорции в ценах на одну и ту же модель телефонов, но ввезенную по разным схемам. Официально ритейлеры также согласны с тем, что падения цен на телефоны не произойдет. "Цены на сотовые телефоны в ближайшее время останутся на уровне кризисных, а если последует их снижение, то оно будет незначительным -- 7-10%,-- говорит директор по маркетингу сети салонов связи 'Беталинк' Антон Володькин.-- С нашей точки зрения, снижение цен будет связано в основном с насыщением ассортимента у продавцов, устареванием текущих моделей и предновогодним всплеском конкуренции". "Отпускные цены на телефоны вырастут, ведь сотовым ритейлерам придется платить налоги,-- поддерживает мнение господина Володькина президент группы компаний 'Связной' Максим Ноготков.-- Однако большая часть этих платежей приведет к простому росту розничных цен на телефоны".

Производственная необходимость

При переходе на новые правила импорта с проблемами могут столкнуться и производители телефонов. "Производители сотовых телефонов часто меняют не только индексы своих товаров, они еще и постоянно меняют цены на трубки, поэтому каждое обновление своих прайс-листов на таможню они отправлять не смогут, а если даже это им и удастся, то таможня будет просто завалена бумажной работой,-- говорит эксперт Ъ, директор по маркетингу компании Rolsen Леонид Осипов.-- Постоянное изменение цен и индексов -- часть маркетинговой стратегии любого производителя и залог того, что он вовремя успеет избавиться от старых моделей или комплектующих и не столкнется с затовариванием склада, а следовательно, и с финансовыми потерями".

Официально производители сотовых телефонов эту версию опровергают. "Наши маркетинговые шаги планируются заранее, с тем чтобы мы успели предоставить таможенным органам всю необходимую информацию,-- говорит координатор по связям с общественностью Nokia в СНГ Сергей Сидоров.-- Поэтому требованиям таможни мы будем полностью соответствовать". Однако эксперты отмечают, что уже сейчас производители начали сталкиваться с затовариванием складов. "Структура складских запасов вне страны в результате кризиса увеличилась,-- комментирует Эльдар Муртазин из Mobile Research Group.-- Если ранее она составляла 90 к 10 в пользу того, что находится в стране, то сейчас это соотношение составляет 60 к 40".

Кроме того, если производители не будут успевать уведомлять таможню об изменениях в ценах или таможня не будет справляться с бумажной работой, новые партии телефонов будут задерживаться на границе. В результате маркетинговые усилия производителей по продвижению новинок не принесут ожидаемых прибылей.

"Для производителей принципиальное значение имеет регулярная поставка новых моделей телефонов на рынок,-- говорит Оксана Панкратова из iKS-Consulting.-- Из-за острой конкуренции производители стараются вывести новинки на рынок почти одновременно, и малейшая задержка приведет к тому, что задержавшаяся компания просто потеряет долю рынка. Когда новинки только выходят, они стоят очень дорого -- производитель снимает сливки с тех покупателей, которые готовы заплатить за новый телефон практически любые деньги. Продажа новинки уже через месяц по такой высокой цене будет невозможна".

Коммерсант 21.09.05