12.11.15

Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП: вызовы и перспективы

РИА Новости. Реализация инфраструктурных и промышленных проектов Китаем в странах ЕАЭС является основной возможностью сотрудничества союза и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), однако при этом должны соблюдаться единые правила в тех сферах, которые регулируются ЕАЭС.

К такому выводу пришли международные эксперты в исследовании "Геоэкономика Евразии", представленном на заседании Астанинского клуба. Доклад был подготовлен Фондом Карнеги, Китайской академией современных международных отношений, Германским советом по внешней политике, Институтом мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана и Российским советом по международным делам.

В среду в Астане состоялось заседание клуба — первой в Казахстане дискуссионной площадки, объединяющей представителей экономической, политической и экспертной элиты из Китая, ЕС, Индии, Ближнего Востока, России и США. Бывшие государственные деятели высокого ранга, авторитетные ученые, руководители ведущих научных и исследовательских организаций в формате Chatham House, позволяющем высказывать свое мнение максимально открыто, обсудили вопросы развития Евразии — региона, где сосредоточены более 60% мирового ВВП, проживает около 3/4 населения планеты.

Вызовы для ЕАЭС и ЭПШП

Из-за совершенно различного институционального оформления ЕАЭС и ЭПШП имеют большой потенциал сотрудничества, считают авторы исследования.

"Основная возможность — это реализация инфраструктурных и промышленных проектов Китаем в странах-членах ЕАЭС с соблюдением единых правил союза в тех сферах, которые им регулируются. Все страны Центральной Азии крайне заинтересованы в китайских инвестициях, учитывая рост торговых и инвестиционных связей с КНР. Членство в ЕАЭС развитию этих связей не противоречит", — говорится в докладе.

Вместе с тем для сопряжения ЕАЭС и ЭПШП предстоит найти ответы на несколько вызовов. Первый и главный — институциональная слабость самого ЕАЭС.

"Несмотря на декларированные "четыре свободы", многие нормативные документы союза полны отсылок к национальному законодательству стран-членов… В зависимости от изменения конъюнктуры страны-члены могут менять правила игры без предупреждения. Фактическое восстановление таможенного контроля на границах России с Казахстаном и Беларусью — тому подтверждение", — считают эксперты.

Второй вызов — это конкретное наполнение сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. "Заявление о сопряжении двух проектов было подписано со стороны ЕАЭС исключительно президентом России. В этих условиях другие страны-члены союза подписали с Пекином документы о совмещении своих стратегических инициатив с ЭПШП на двусторонней основе… Из-за отсутствия координации между действиями стран-членов ЕАЭС в отношении ЭПШП "сопряжение" может свестись к набору двусторонних проектов между Пекином и странами Центральной Азии", — отмечают эксперты.

Третий вызов — перспективы создания зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Китаем. Евразийская экономическая комиссия, наднациональный орган ЕАЭС, уже получила мандат на проведение соответствующих переговоров. Однако между странами-членами пока не достигнут консенсус по этому вопросу, поскольку существует риск, что открытие внутренних рынков ЕАЭС фактически уничтожит местную промышленность из-за неравной конкуренции с предприятиями КНР.

"В то же время говорить о создании единого торгового пространства в Центральной Евразии без ЗСТ между крупнейшими экономиками центра континента невозможно", — полагают авторы доклада.

Четвертый вызов — будущая интеграция режимов свободной торговли, которые сложатся в Центральной Евразии, включая ЕАЭС и возможную ЗСТ между ЕАЭС и КНР.

"Сейчас в АТР идет конкуренция между двумя мощными группировками, пытающимися создать режим свободной торговли. Первая — это возглавляемая США коалиция по формированию Транс-Тихоокеанского партнерства — беспрецедентного по степени либерализации правил торговли соглашения, которое охватит торговлю не только товарами, но и услугами, а также интеллектуальными правами. Вторая группа стран ведет переговоры по созданию Всеобъемлющего регионального экономического партнерства — менее амбициозного по степени детализации и либерализации доступа на рынки. Вторую группу стран возглавляет Китай", — отмечается в исследовании.

Эксперты уверены, что будущее за тем форматом, который будет создан раньше. "Учитывая масштабы рынка, наверняка в будущем к этому режиму захочет присоединиться Россия, что поставит вопрос об адаптации положений ЕАЭС к ТТП или ВРЭП. Но здесь могут возникнуть проблемы из-за мнения других участников ЕАЭС (в частности Белоруссии, обладающей принципиально другой структурой экономики, чем Россия и Казахстан, а также менее ориентирующейся на азиатские рынки)", — говорится в докладе.

Наконец, пятый вызов — гармонизация норм ЕАЭС и условия реализация проектов ЭПШП со стандартами Евросоюза. "Все транспортные проекты в рамках китайской стратегии ЭПШП также ориентированы на ЕС. В этих условиях между КНР, странами ЕС и ЕАЭС должен начаться диалог о необходимости гармонизации стандартов, пределах их применения и конкретном механизме согласования позиций", — считают эксперты.

Сотрудничать с ЭПШП вместе или по отдельности?

В настоящее время многие эксперты рассуждают о том, целесообразно ли взаимодействовать по проекту ЭПШП на уровне объединений стран, подобным ЕАЭС, или эффективнее это делать в двустороннем формате.

В рамках визита председателя КНР в РФ Си Цзиньпина было подписано заявление о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП. Между тем Казахстан заявил о намерении координировать с Экономическим поясом национальный план развития инфраструктуры "Нур Жол". Аналогичные соглашения были достигнуты с Беларусью, Кыргызстаном и Таджикистаном.

В ходе трехдневного заседания Астанинского клуба все его участники пришли к мнению, что взаимодействие с ЭПШП должно вестись на уровне ЕАЭС. Директор казахстанского Института мировой экономики и политики Султан Акимбеков отметил, что "были серьезные дискуссии по этому вопросу, но все выступили за сопряжение, хотя китайские коллеги подчеркивали необходимость развивать отношения во всех форматах".

"У ЕАЭС и ЭПШП — блестящие перспективы", — считает директор Центра совместного развития с соседними странами и Центра изучения России при Восточно-китайском педагогическом университете Фэн Шаолей. По его мнению, взаимодействие с ЭПШП на уровне ЕАЭС и двусторонних переговоров должно идти параллельно. "Может быть, легче начинать в двустороннем формате, но в итоге надо работать на уровне региональных объединений", — считает эксперт.