26.09.17

Промсборка: вариант три, но не факт

Порядок мониторинга выполнения условий применения на территории РФ понятия «Промышленная сборка транспортных средств» будет устанавливать Минэкономразвития. Это следует из постановления Правительства РФ Дмитрия Медведева.

Как отмечается в сопроводительных материалах к документу, по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета 29 мая 2014 года был утвержден перечень условий применения понятия «промсборка ТС» в государствах Таможенного (ныне Евразийского экономического) союза и Единого экономического пространства.

При этом предусматривается, что страны Союза проводят мониторинг выполнения условий применения понятия «промсборка» и ежегодно представляют информацию по его результатам в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Ее постановлением Минэкономразвития определен в качестве ответственного федерального органа исполнительной власти, отвечающего за мониторинг выполнения условий промсборки при ввозе товаров для промышленной сборки.

На министерство также возлагается ежегодное представление в ЕЭК информации: об итогах мониторинга не позднее 1 июля текущего года; о юридических лицах-промсборщиках ЕАЭС и производимом ими модельном ряде не позднее 1 июля текущего года.

При этом, как напоминают эксперты, действие соглашений о промсборке истекает в 2018-2020 годах, а льготы на ввоз автокомпонентов для промсборки, в соответствии с правилами Всемирной торговой организации (ВТО), должны быть отменены с 1 июля 2018 года. В связи с этим Минэкономразвития при участии Минпромторга разрабатывает новую модель работы и развития автомобилестроительных производств в РФ, которая должна прийти на смену завершающемуся институту промсборки.

Как уточнил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, она должна быть готова к ноябрю и будет включать в себя институт специнвестконтрактов (СПИК). Однако он не раскрыл детальных принципов работы новой модели, отметив лишь, что «в любом случае будет набор некоторых универсальных правил, и сверх этого возможны какие-то дополнительные инструменты, в том числе СПИКи. Но будет и какая-то фундаментальная часть, которая не связана с индивидуальными переговорами с инвесторами».

Ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял, что его ведомство выступает за институт специнвестконтрактов как продолжение режима для предприятий автопрома промсборки и предлагает рассматривать ее как «промсборка-3». Министр отметил, что было несколько концепций, в том числе «общедоступный принцип инвестиционных соглашений, то есть с более углубленным подходом после завершения второго этапа (режима промсборки). Но мы считаем, что СПИКи - это уже доказавший эффективность инструмент и наиболее подходящий для реализации концепции. Поэтому думаю, что потребуется немного времени для завершения процедур досогласования». Как сообщил Денис Мантуров, «концепт» уже внесен в правительство и ожидается, что работа по согласованию проекта стратегии завершится достаточно быстро.

Напомним, что стратегию развития автопрома до 2025 года начали обсуждать еще в конце 2014 года. Однако ее принятие неоднократно сдвигалось. В середине января 2016 года Президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать и утвердить стратегию, направленную на импортозамещение продукции и технологий. Ответственным за исполнение этого поручения назначили премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Его доклад по этому вопросу должен был появиться до 1 марта 2016 года. Однако впоследствии срок несколько раз переносили.

Александр ПОНОМАРЕВ

Журнал «Таможенные новости»