28.02.03

Проблема возмещения импортного НДС

Проблема возмещения "импортного" НДС

По итогам налогового тренинга, организованного журналом "Финансовый директор"

Предметом обсуждения на первом налоговом тренинге стало возмещение "импортного" НДС. Поскольку такая проблема типична для многих фирм, оно рассматривалась с позиции некой "собирательной" компании, активно импортирующей товары из-за рубежа. Позицию государства отстаивали представители МНС России и ГТК России. В ходе обсуждения все стороны пришли к выводу, что подобное общение представителей бизнеса и власти будет способствовать принятию взвешенных законов.

Участники тренинга

Представители бизнес-сообщества: пять крупнейших российских фирм-импортеров. Представители государственных структур: Сергей Разгулин, заместитель руководителя Департамента налоговой политики МНС России; Полина Борзаева, начальник отдела НДС по внешнеэкономической деятельности Департамента косвенных налогов МНС России; Юрий Храмов, первый заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов ГТК России.

Независимый эксперт: Андрей Никонов, партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" (Москва).

Описание проблемной ситуации

Компания-импортер ввозит товары для последующей продажи и производства других товаров. В настоящее время компания активно продвигает свою продукцию и стремится увеличить долю на рынке, создавая новые филиалы по всей России. В течение последних двух лет ее бизнес постоянно расширяется, и такая тенденция сохранится, по крайней мере, еще несколько лет (пока не произойдет насыщение рынка).

Однако руководство стало замечать, что финансовое положение компании за последние полтора года ухудшилось: ее кредиторская задолженность резко возросла, при этом значительно увеличился долг федерального бюджета перед компанией.

Финансовый директор предприятия в результате тщательного анализа выявил причину сложившейся ситуации. Поскольку компании необходимо постоянно иметь большие запасы товаров, в два-три раза превышающие объем ежемесячно реализуемой продукции, то с момента ввоза товара в Россию до его реализации проходит значительное время. Вместе с тем для ввоза товаров на территорию России на таможне необходимо заплатить таможенные платежи, в том числе НДС, который компания впоследствии сможет принять к вычету. Учитывая, что объемы импорта постоянно растут (за три года они выросли более чем в семь раз), фирме постоянно нужны денежные средства для уплаты таможенных платежей, суммы которых измеряются сотнями тысяч долларов США. Поэтому компания вынуждена привлекать заемные средства (банковские кредиты и овердрафты), что увеличивает ее кредиторскую задолженность и ухудшает структуру баланса. Разумеется, услуги банков платные, и предприятие несет дополнительные расходы на выплату процентов.

Наряду с ростом долгов у компании увеличивается положительное сальдо расчетов с федеральным бюджетом по НДС. Это связано с тем, что объем импорта значительно опережает объем продаж (расширение бизнеса означает увеличение запасов) и суммы начисляемого с выручки НДС оказываются меньше сумм НДС, уплачиваемых в составе таможенных платежей и принимаемых к вычету. Такая ситуация складывается ежемесячно в течение последних восьми месяцев.

Таким образом, с одной стороны, компания привлекает все больше кредитных ресурсов, а с другой - задолженность бюджета перед ней постоянно увеличивается. При этом фирма должна вновь и вновь платить НДС на таможне, так как импорт осуществляется непрерывно. Поэтому компания решила найти законный способ, позволяющий использовать собственные средства, оказавшиеся заблокированными государством. Было рассмотрено и опробовано несколько вариантов решения проблемы.

Варианты решения проблемы

Возврат "импортного" НДС

Решение о возврате НДС принимают налоговые органы, которые затем направляют его в органы федерального казначейства, производящие возврат НДС. Поэтому с заявлением о возврате НДС компания обратилась в свою налоговую инспекцию.

Начальник инспекции объяснил, что инспекция не в состоянии вернуть за один раз требуемую сумму. Была достигнута договоренность о том, что возврат НДС будет производиться частями - один раз в три-четыре месяца. Для подтверждения правомерности требований компании налоговая инспекция приняла решение о проведении проверки. Поскольку за несколько месяцев до этого уже была проведена полная выездная проверка, в ходе которой было установлено, что бюджет действительно должен компании значительную сумму, инспекция назначила камеральную проверку лишь тех сумм НДС, которые были уплачены в составе таможенных платежей за последние полтора года.

В результате камеральной проверки никаких нарушений со стороны компании выявлено не было. Однако налоговая инспекция не приняла решение о возврате денежных средств, поэтому фирма вынуждена была обратиться в суд, который постановил вернуть ей НДС. Это решение суда инспекция также не выполнила.

В настоящее время фирма-импортер выиграла уже третий суд, но каждый раз процесс возврата НДС сопровождается большими сложностями и потерей времени. Учитывая, что такая ситуация повторяется каждый месяц, необходим более эффективный способ возмещения НДС.

В пункте 2 статьи 176 НК РФ говорится о том, что НДС можно возместить путем зачета в счет уплаты таможенных платежей. Но есть один нюанс: в этом случае возмещать НДС налоговики должны по согласованию с таможенными органами. В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, каким образом должно происходить такое согласование. На этом основании налоговики могут отказать импортерам в проведении зачета.

Руководство компании убедилось в этом на собственном опыте. Фирма обратилась в свою налоговую инспекцию с вопросом, какие документы нужно представить, чтобы провести зачет в счет уплаты НДС на таможне. Сославшись на отсутствие подобной практики, руководство инспекции переадресовало вопрос в вышестоящий налоговый орган (территориальное управление). Чиновники управления ответили так: "Учитывая, что указанный выше порядок зачета до настоящего времени не утвержден, для применения налогоплательщиками положений пункта 2 статьи 176 Налогового кодекса РФ в части проведения зачета по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, в настоящее время не имеется правовых оснований".

Неприменение нормы Кодекса, который является законом прямого действия, налоговики обосновывают отсутствием подзаконного акта. Хотя такое обоснование неправомерно, в сложившейся ситуации импортер технически не может осуществлять предусмотренную Налоговым кодексом РФ процедуру.

Позиция МНС России. По мнению присутствовавших на тренинге представителей МНС России, налоговые органы не могут сегодня взять на себя единоличную ответственность за проведение подобного зачета. Ведь в этой процедуре помимо самого налогоплательщика, налоговой инспекции и таможни участвует еще и федеральное казначейство, которое переводит средства с одного доходного счета бюджета на другой. При отсутствии согласованного алгоритма действий всех участников зачета рассматривать какие-либо аспекты его проведения чиновники согласились только теоретически.

Полина Борзаева: "Чтобы провести зачет, во-первых, мы должны зафиксировать сумму превышения (назовем ее условно "переплатой") по налоговым платежам. Во-вторых, должна быть известна точная сумма таможенных платежей, в счет которых налогоплательщик хочет зачесть эту "переплату". Потому что таможенный платеж -это и таможенная пошлина', и НДС, и акциз, и таможенные сборы и т. п. А налоговые органы. интересуют только суммы таможенной пошлины, НДС и акциза, зачисляемые в федеральный бюджет, в счет уплаты которых можно провести зачет. Другими словами, необходимы четко определенные объект налогообложения, налоговая база и конкретная сумма налога. И третье. От таможни нам нужно документальное подтверждение того, какую сумму налога импортер должен уплатить в составе таможенных платежей по конкретному товару. Только после этого возможна процедура зачета

. Механизм действий (пока только теоретический) может быть таким: вы. приходите в налоговую инспекцию, мы проводим сверку по вашему лицевому счету, определяем возможность зачета, принимаем решение и направляем соответствующее заключение и документальное подтверждение, полученное от таможенных органов, в казначейство, которое проведет перевод средств по счетам. У нас это будет числиться как возврат средств, а в таможенных органах - как поступление".

Иначе говоря, теоретически налоговики согласны направить сумму превышения налоговых вычетов над общей суммой налога в счет таможенных платежей, но при условии, что у импортера возникнет конкретное обязательство по уплате налога на таможне. Последнее условие делает предложенную схему практически неприменимой.

Позиция таможни. Поскольку таможенные платежи взимаются при перемещении товара через таможенную границу России, конкретную сумму обязательств по их уплате импортер может зафиксировать только при заполнении грузовой таможенной декларации (когда товар уже находится на таможне). Причем таможенные платежи, как правило, перечисляются авансом на депозитный счет таможни до начала таможенного оформления товара. Это обстоятельство подчеркнул и представитель ГТК России Юрий Храмов: "Таможенные платежи должны быть внесены не позже дня подачи грузовой таможенной декларации".

Подтвердить факт возникновения обязательства по уплате НДС в составе таможенных платежей, как того требуют налоговики, импортер может только при наличии ГТД. Но на момент ее подачи платежи уже должны быть внесены на счет таможни.

Ситуация тупиковая, и единственный выход из нее - это получить на таможне отсрочку на уплату таможенных платежей и за это время согласовать с налоговиками возможность проведения зачета. Однако осуществление этого варианта на практике тоже проблематично.

Юрий Храмов: "По Закону о бюджете нам ежегодно устанавливается лимит для предоставления отсрочек. В прошлом году он составил 1 млрд руб., в этом году - 850 млн руб. Это меньше 1 % платежей, которые взимает таможня, так что большинство импортеров отсрочку получить не смогут".

Позиция эксперта. Решением проблемы может стать проведение зачета в счет предстоящих таможенных платежей. Однако представители МНС России считают, что такая возможность не предусмотрена статьей 176 НК РФ. Но независимый эксперт с этим не согласился.

Андрей Никонов: "В пункте 2 статьи 176 Налогового кодекса РФ говорится о том, что сумму превышения (разницу между налоговыми вычетами и общей суммой НДС) можно направить на исполнение обязанностей налогоплательщиков по уплате налога либо на погашение недоимки. Напомню, что недоимка - это не что иное, как неисполненная в срок обязанность по уплате налогов. Иначе говоря, сумму превышения можно направить либо на погашение того налога, срок уплаты которого уже наступил (то есть недоимки), либо на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налога, который еще не признается недоимкой. Кроме того, в Налоговом кодексе РФ говорится о том, что налогоплательщик может исполнить свою обязанность по уплате налогов досрочно. На наш взгляд, это позволяет проводить зачет в счет уплаты предстоящих таможенных платежей".

Поэтому требование к импортеру об обязательном получении от таможни подтверждения точной суммы текущих платежей, в счет которых будет произведен зачет, Андрей Никонов счел безосновательным.

Зачет в счет уплаты других налогов

Возмещение НДС в соответствии со ст. 176 НК РФ можно произвести путем зачета, направив подлежащую возмещению сумму на исполнение обязанности по уплате других налогов, зачисляемых в федеральный бюджет (например, налога на прибыль и ЕСН). На первый взгляд это самый простой вариант, который должен устраивать всех, в том числе и МНС России, поскольку в этом случае налоговики не теряют контроля над возмещаемой суммой, как это происходит при зачете в счет таможенных платежей.

Однако, как выяснилось, на практике налоговые инспекции и в этом случае не предпринимают самостоятельных действий по проведению зачета. Более того, они не проводят зачет и по заявлению налогоплательщика.

Участники тренинга констатировали, что из-за бездействия налоговых органов на местах этот вариант возмещения НДС также нельзя считать приемлемым.

Представители МНС России подтвердили, что тоже пока не видят выхода из сложившейся ситуации, и предложили подождать утверждения документа, который вот уже два года обсуждается заинтересованными ведомствами - МНС России, ГТК России и Минфином России.

По словам Сергея Разгулина, это будет межведомственное соглашение по порядку применения ст. 176 НК РФ. Сейчас этот документ находится на окончательном согласовании в Минфине России. Хотя документ касается экспортеров (речь идет о п. 4 ст. 176 НК РФ), скорее всего, будет принято решение о применении его и к импортерам (то есть к п. 2 ст. 176 НК РФ), поскольку схема зачета практически одинакова и для экспортеров, и для импортеров.

Однако перспектива принятия такого документа импортеров не слишком вдохновила. Они опасаются, что процедура зачета может быть так забюрократизирована, что воспользоваться ею на практике они не смогут при всем желании.

Независимый эксперт Андрей Никонов предложил кардинальный способ решения проблемы, а именно внесение поправок в Налоговый кодекс РФ: "В статье 176 НК РФ четко указано, как налоговый орган должен поступать в случае, если он возвращает налог. То же самое можно предусмотреть и для случая зачета. Например, налоговый орган принимает решение о зачете в счет предстоящих таможенных платежей в течение такого-то времени, а в течение такого-то количества дней отправляет его в орган федерального казначейства. Орган федерального казначейства должен произвести соответствующую запись в лицевых счетах, то есть перевести сумму на счет таможни".

Итоги

В конце встречи все участники налогового тренинга высказали свои точки зрения о перспективах решения рассматриваемой проблемы.

Полина Борзаева: "По моему мнению, самым удобным вариантом и для налоговых органов, и для налогоплательщиков является возмещение НДС путем зачета в счет исполнения обязанности или недоимок по другим налогам, зачисляемым в федеральный бюджет. Если заниматься возвратом НДС, то процедура значительно усложняется и налогоплательщик теряет много времени. По поводу зачета в счет уплаты таможенных платежей могу сказать только одно: сегодня это самый трудновыполнимый вариант возмещения НДС. До тех пор пока не будут внесены изменения в действующее законодательство или не будет выработан порядок взаимодействия между налоговыми и таможенными органами, налоговые инспекции на местах налогоплательщикам навстречу не пойдут".

Сергей Разгулин: "Мне, как представителю Департамента налоговой политики МНС России, было очень интересно услышать все предложения по реализации статьи 176 НК РФ и ее совершенствованию таким образом, чтобы механизм возмещения НД С был понятен и мог исполняться на местах без каких-либо дополнительных разъяснений и методических рекомендаций. Как раз сейчас Правительство России поставило нашему министерству задачу по совершенствованию механизма возмещения НДС. Для нас очень важно знать реальные проблемы, которые существуют у компаний, работающих на рынке. В настоящее время к нам поступают различные предложения по изменению порядка возмещения НДС, порой диаметрально противоположные, поэтому мы приветствуем любую инициативу и рассмотрим все варианты по установлению той или иной процедуры. Как мне кажется, для создания оптимальной процедуры возмещения НДС необходим "работающий" механизм электронного обмена данными между налогоплательщиками, налоговыми и таможенными органами"

. Юрий Храмов: "Мне кажется, что еще достаточно долгое время добиться возмещения НДС можно будет только через суд".

Андрей Никонов: "От этой встречи у меня остались положительные впечатления. Проблему, которая существует у бизнеса, мы обсудили с государственными органами и, кажется, встретили понимание. Суд не выгоден (с точки зрения расходов и сроков) ни налогоплательщику, ни государству. Число дел, по которым налогоплательщик не только получает свои законные деньги, но и согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ взыскивает проценты за несвоевременный возврат, постоянно растет. В такой ситуации государство даже больше теряет, поскольку в случае проигрыша суда налоговые органы обязаны оплачивать и госпошлину. Если предприятия могли бы. зачесть НДС в счет уплаты будущих таможенных платежей, от этого выиграли бы все - и государство, и компании. И, конечно, самый оптимальный вариант - это описание порядка зачета в Налоговом кодексе РФ". Компании - участники налогового тренинга отметили, что диалог между представителями бизнеса и государственных структур был очень полезным для обеих сторон. Предприятия должны общаться и доносить свои интересы до МНС России, Минфина России и ГТК России.

Компании, принимавшие участие в тренинге, решили воспользоваться предложением Сергея Разгулина и при содействии нашего журнала разработать и представить в МНС России документ, в котором была бы описана процедура возмещения НДС путем зачета в счет таможенных платежей. О том, как в дальнейшем будет решаться данный вопрос в налоговом министерстве, мы обязательно расскажем на страницах нашего журнала. o

Материал подготовлен экспертами журнала Татьяной Пономарёвой и Ольгой Сальниковой

Журнал "Финансовый директор" 3