23.11.07

Призыв специмпортеров

Таможня делит участников ВЭД по степени законопослушности

Федеральная таможенная служба (ФТС) планирует разделить участников ВЭД по степени законопослушности. Об этом вчера на конференции "Таможенная реформа: инструмент интеграции России в мировую экономику", организованной подведомственным ФТС ФГУП РОСТЭК, заявил глава таможенного ведомства Андрей Бельянинов. "В условиях продолжающегося роста товарооборота эффективность применения таможенных технологий будет зависеть от того, как таможенные органы смогут определить области риска", - пояснил он причину предстоящей дифференциации.

Ни критериев, ни порядка признания тех или иных участников ВЭД законопослушными он называть не стал, отметив лишь, что речь не идет о возрождении списков "черных" и "белых" импортеров.

"То есть должны быть участники ВЭД, которым мы можем доверять и применять к ним упрощенные процедуры таможенного оформления", - уточнил Бельянинов.

По словам статс-секретаря, зампреда ФТС Сергея Шохина, таможенники хотят подготовиться к внедрению новых институтов в российском таможенном законодательстве с целью его унификации с законодательством стран ЕС. Речь идет о введении понятия "уполномоченный грузополучатель". Как рассказала "Газете" начальник управления правового обеспечения законопроектной деятельности ФТС Ольга Щербакова, "это будут не имевшие нарушений таможенного законодательства организации, например крупные производственные компании, которые будут иметь право сразу везти груз к себе на склад, предварительно проинформировав об этом таможенников". "Мы даже не будем досматривать груз, просто оформим грузовую таможенную декларацию на выпуск товара, причем путем электронного декларирования", - пояснила она. Таможенники оставляют за собой право "в любой момент прийти к ним и проверить, а правильно ли они ввозили и декларировали товар".

"Есть проблема доверия, оно же должно на чем-то базироваться. Но мы не планируем создавать каких-то реестров, аналогичных тем, что действуют в отношении перевозчиков, складов, брокеров и банков", - добавляет Шохин. Все, чем пока собирается заняться ФТС, - более внимательно отслеживать и фиксировать нарушения со стороны участников ВЭД. Ведь каждый из них в дальнейшем сможет претендовать на статус специмпортера, коими, по сути, будут являться уполномоченные грузополучатели.

Законодательная база их создания уже существует. В Таможенном кодексе есть статья, устанавливающая специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц. Они предусматривают подачу периодической таможенной декларации (при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени), выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены коммерческий или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары), и ряд других. Претендовать же на упрощенный порядок согласно кодексу могут компании, за которыми не числятся административные правонарушения, ведущие специальную утвержденную таможенниками систему учета и осуществляющие внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Однако в массовом порядке упрощенные процедуры пока не действуют. Причин несколько. По словам гендиректора Ассоциации европейского бизнеса Франка Шауффа, одна их них - требование вести двойную бухгалтерию (обычную и для таможенников), что увеличивает затраты. А существование трехлетнего возрастного ценза создает проблемы компаниям в процессе реорганизации или открывающим в России новые дочерние структуры.

Как пообещал Шохин, в дальнейшем "упрощенные процедуры (в том числе для специмпортеров. - "Газета") будут иметь очень широкий характер". Правда, для этого претендентам прежде предстоит выдержать проверку на законопослушность ФТС.

С кем договориться проще - с гаишником или таможенником?

Вячеслав Лысаков / лидер движения автомобилистов "Свобода выбора":

Если брать в расчет размер взятки, тогда, конечно, с гаишником. Здесь даже и смотреть нечего: слишком разная цена вопроса на дороге и на таможенном складе. Однако, хотя нарушение правил дорожного движения и растаможка какого-либо груза и находятся в разных весовых категориях, договориться можно с кем угодно. К сожалению, это наша исконно российская черта - решать вопрос на месте.

Кирилл Кабанов / председатель Национального антикоррупционного комитета:

Одинаково просто: вопрос лишь в количестве наличных денег. При этом и гаишники, и таможенники - это одна система государственного управления. Соответственно, если руководством страны будет четко сформулирована и поставлена задача (причем она должна быть не просто популистской, а реальной и касаться в том числе наведения порядка в высшем окружении), тогда процесс искоренения коррупции затронет все ведомства и организации.

Алексей Лихачев / зампред комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму:

Мой опыт взаимоотношений с гаишниками и таможенниками как рядового гражданина уходит в 1990-е годы, поскольку с 2000 года я нахожусь в статусе депутата Госдумы и по мне, наверное, судить не стоит. Тогда решение вопросов с таможенниками было дороже, а с гаишниками - быстрее. Сейчас же (видимо, к счастью для меня) от этих людей я получаю только уважительные улыбки.

Вадим Дробиз / директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка:

Думаю, что договориться с гаишником будет проще, потому что в этом случае проще ситуация сама по себе. С гаишником ты общаешься тет-а-тет, и вокруг вас при этом никого нет - ни свидетелей, ни кого-либо еще. То есть гаишник - единственный судья. А вот таможенник - лишь одно из звеньев в огромной цепочке. И поэтому ты можешь решить вопросы с одним человеком, но потом придется задействовать кого-то еще. Соответственно, при совершении нарушения на дороге или, скажем, при нелегальном получении водительских прав договориться будет явно легче, чем на таможне. Ведь звеньев в цепи между договаривающимися сторонами здесь будет гораздо меньше.

Газета (Москва) ; 23.11.2007