19.02.09

Преимущества применения таможенного режима свободной таможенной зоны

Резиденты нередко обращаются в РосОЭЗ с вопросом, какие преимущества применения таможенного режима свободной таможенной зоны они будут иметь в случае, если выпускаемая ими на территории зоны продукция предназначена для реализации на внутреннем рынке.

При ввозе резидентом иностранного оборудования на территорию ОЭЗ и помещении его под таможенный режим свободной таможенной зоны (СТЗ) в отношении такого оборудования не взимаются ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, а также не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 37 Федерального закона от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

Кроме этого, при прекращении существования ОЭЗ, а также в случае утраты лицом статуса резидента в связи с истечением срока действия соглашения о ведении промышлен-но-производственной, технико-внедренческой деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ, оборудование и объекты недвижимости, ввезенные на территорию зоны в соответствии с таможенным режимом СТЗ и (или) изготовленные из товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и принадлежащие лицам, являвшимся резидентами ОЭЗ, остаются в собственности указанных лиц без уплаты таможенных пошлин и налогов и приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ (соответственно п. 36 и п. 39 ст. 37 Федерального закона № 116-ФЗ).

В РосОЭЗ из его территориальных управлений также нередко поступают вопросы о порядке ограждения и обустройства в целях таможенного контроля земельного участка, предоставленного органом управления особой экономической зоны резиденту.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ территория ОЭЗ является зоной таможенного контроля. Для осуществления должностными лицами таможенного органа таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через границу ОЭЗ, ее территория должна быть оборудована в целях организации эффективного таможенного контроля.

К объектам таможенной инфраструктуры в соответствии с п. 1 Требований к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условий доступа на территорию ОЭЗ для обеспечения эффективности таможенного контроля, утвержденных приказом ФТС России от 09.08.2008 г. № 750 (далее – Требования), относятся ограждение периметра ОЭЗ, оборудованное средствами видеонаблюдения и обозначенное в соответствии с требованиями, определенными для зон таможенного контроля, контрольно-пропускные пункты, площадки для разгрузки, погрузки и хранения товаров до их помещения под избранный таможенный режим, здание или офисные помещения, предназначенные для размещения должностных лиц таможенного органа, оборудованные места для досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств. При этом в соответствии с пунктом 5 Требований допускается ограждение и обустройство в целях таможенного контроля не всей территории ОЭЗ, а земельного участка (участков) резидента (или нескольких). В этом случае:

– инициатива о выборе варианта ограждения земельного участка, предоставленного резиденту ОЭЗ, должна исходить от резидента;

– земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ, огораживается и оборудуется объектами таможенной инфраструктуры;

– решение об ограждении в целях таможенного контроля земельного участка, предоставленного резиденту, принимает РосОЭЗ по согласованию с ФТС России.

В связи с тем, что ограждение земельного участка производится за счет средств резидента, инициатива выбора такого варианта ограждения должна исходить именно от него. Свой выбор резидент оформляет письменным обращением в территориальное управление РосОЭЗ, в котором должны быть причины такого выбора обустройства земельного участка (например: необходимость ввоза оборудования, строительных материалов в соответствии с таможенным режимом СТЗ до завершения обустройства в целях таможенного контроля всей территории ОЭЗ), описание объектов таможенной инфраструктуры, которые обязуется построить на предоставленном ему участке резидент ОЭЗ, а также время завершения строительства.

В соответствии с п. 5 Требований при ограждении участка он должен быть оборудован комплексом объектов таможенной инфраструктуры, который включает:

– ограждение, оборудованное видеонаблюдением и обозначенное как ПЗТК;

– КПП, в состав которого должно входить помещение для размещения должностных лиц таможенного органа, оборудованное информационно-техническими средствами, и площадка для досмотра транспортных средств и ввозимых товаров;

– площадка или помещение для хранения товаров до их помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны.

По окончании строительства и ввода в эксплуатацию объектов по итогам их осмотра и проверки таможенным органом ФТС России принимает решение о начале применения таможенного режима СТЗ в отношении товаров, ввозимых на территорию земельного участка, предоставленного резиденту ОЭЗ.

Надежда КАРАВАНОВА,
начальник Управления
государственного
администрирования
РосОЭЗ

Журнал "Таможня"