16.12.02

Подача и прием ГТД

Фиксации фактов, имеющих юридическое значение, всегда уделяется большое внимание. Особенно это важно в сфере публично-правовых отношений, к которым в полной мере относятся отношения участников ВЭД и таможенных органов. Остановимся на таком моменте, как подача и прием грузовой таможенной декларации.

Согласно главе 26 Таможенного кодекса РФ декларированию подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через границу, таможенный режим которых изменяется, а также в случаях, определяемых актами законодательства РФ. Форма и порядок декларирования, а также перечень необходимых сведений определяются ГТК России.

Срок подачи

Таможенная декларация подается в сроки, устанавливаемые ГТК РФ регламентирует ст. 171 ТК РФ. Эта простая фраза допускает многозначительное прочтение и таит большие неприятности в первую очередь для самих таможенных органов.
Вариант первый: срок подачи каждой конкретной декларации (в единственном числе) должен устанавливаться ГТК России. Это абсурд, но буквальное прочтение нормы говорит именно об этом.
Вариант второй: сроки подачи различных видов таможенных деклараций (во множественном числе) устанавливаются ГТК России. Это логично, так как роль таможенной декларации в настоящее время выполняет значительное количество иных документов, не содержащих в своем наименовании данного словосочетания. Однако, как показывает практика, сделать это фактически невозможно.
Вариант третий: конкретные сроки подачи конкретной декларации устанавливаются конкретным сотрудником таможни в момент представления товаров в месте доставки исходя из характера товара, условий его хранения, вида транспорта, времени, необходимого для его оформления. Данный вариант представляется самым жизнеспособным, если не брать во внимание формулировку ТК РФ, которая должна быть иной.
Неприятности же для таможенных органов заключались в том, что формулировка части первой ст. 171 ТК РФ практически не позволяла таможенному органу вменить участнику ВЭД нарушение, предусмотренное ст. 263 ТК РФ, в части непредставления таможенному органу РФ в установленные им сроки... именно таможенной декларации, так как эти сроки таможенный орган и не устанавливал.
Вступивший в силу с 01.07.2002 новый КоАП содержит иную формулировку, которая нивелирует существовавшую неопределенность. Нарушением теперь признается нарушение установленных сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей... (ст. 16.12 КоАП).
Обратимся вновь к ст. 171 ТК РФ, которая содержит норму: Эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу РФ .
И вновь мы сталкиваемся с потребностью определиться с одним из фундаментальных понятий таможенного дела с порядком исчисления сроков. Таможенное законодательство не содержит таких определений, а попытки апеллировать к главе 11 Гражданского кодекса РФ зачастую наталкивались на ссылки на п. 3 ст. 2 ГК, устанавливающей неприменение к налоговым, финансовым, административным и иным имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, норм гражданского законодательства. Частично этот вопрос был решен с принятием Налогового кодекса РФ, ст. 6.1 которого посвящена порядку исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ТК РФ: В таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом... . Таким образом, день принятия декларации является жизненно важным событием и для физических лиц, и для участников ВЭД. Плюс-минус день это или плюс, или минус деньги, особенно когда заранее известно о грядущих изменениях.

Принятие декларации

Принятие ГТД регламентируется ст. 175 ТК РФ и оформляется в порядке, определяемом ГТК России. Временные правила приема, регистрации и хранения таможенных декларации утверждены приказом ГТК России от 28.11.94 624. С момента регистрации таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таможенный орган РФ не вправе отказать в принятии таможенной декларации (ч. 3 ст. 175 ТК РФ). Здесь начинается самое интересное.
Дело в том, что сама по себе декларация хоть и несет много информации, но ее следует подкреплять иными документами. Об этом недвусмысленно говорит ст. 174 ТК РФ. Мало того, что подача декларации должна сопровождаться представлением документов, необходимых для таможенных целей, таможенный орган вправе запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в декларации и представленных документах. Перечень таких документов и сведений определяет ГТК.
Минимальный комплект документов определен во Временных правилах. Кроме того, перечень документов, представляемых одновременно с декларацией, определяется многочисленными правовыми актами не только ГТК России, но и практически каждого таможенного органа. Он может варьироваться в зависимости от конкретного должностного лица таможни, что, несомненно, не может быть признано правильным. А правовая основа под такую индивидуальную самодеятельность опять-таки была определена Временными правилами (п. 2.8).

Нехороший прецедент

В 1996 году Президиум ВАС РФ пришел к выводу о наличии у таможенных органов права отказывать в приеме таможенной декларации.
Данный вывод представляется спорным по следующим основаниям:
отсутствует нормативно закрепленный исчерпывающий перечень документов, которые должны подаваться одновременно с декларацией, что априори создает предпосылки для злоупотреблений со стороны отдельных сотрудников таможенных органов;
существует законодательно закрепленная ответственность (ст. 16.2 КоАП) за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений;
существует законодательно закрепленное право (ст. 174 ТК РФ) таможенных органов запрашивать дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в декларации и представленных документах, что позволяет таможенному органу получать дополнительные документы после подачи-приема декларации;
существует законодательно закрепленная ответственность (ст. 16.12 КоАП) за нарушение установленных сроков представления в таможенный орган декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей. Последствия ст. 16.2 КоАП;
существует законодательно закрепленная обязанность (ст. 171 ТК РФ) подачи таможенной декларации в определенные сроки. Последствия ст. 16.12 КоАП;
существует законодательно закрепленная и ничем не обусловленная обязанность (ч. 3 ст. 175 ТК РФ) таможенного органа принять декларацию. Последствия куда ни смотри, не найдешь. Можно, конечно, апеллировать к ст. 455 и 456 ТК РФ, но на практике... себе дороже.
Этих оснований достаточно для того, чтобы поставить под сомнение право таможенных органов отказывать в приеме декларации.

Исключить человеческий фактор

Личный контакт декларанта с сотрудником таможни в момент подачи и приема декларации необязателен. Обратите внимание на эксперимент, начатый в Приволжском и Центральном таможенных управлениях (приказ ГТК России от 29.07.2002 801 Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме... ).
Электронное декларирование предусматривает появление декларанта ...не позднее 10 дней со дня завершения таможенного оформления... для того, чтобы подписать и заверить своей печатью бумажную распечатку электронного вида декларации. Налицо стремление уйти от пресловутого человеческого фактора.
Быстро и удобно. И никто потом не скажет, что ты в таможню не приходил, декларацию не подавал, а поздно сам опомнился и проспал установленные законом сроки.

В. Кулешов, юрист "Экономика и Жизнь"