24.04.23

Перестройка логистических цепочек в направлении стран ближнего зарубежья на фоне санкций

В связи с текущей геополитической обстановкой перед российскими грузоперевозчиками возникла задача по поиску новых логистических маршрутов. Главными звеньями в новых цепях поставок стали страны ЕАЭС и бывшего СССР. О том, как дружественные страны помогают российским грузоперевозчикам успешно преодолевать трудности в современных условиях, рассказал Фарид Мадани, генеральный директор ГК “Деловые Линии”.

Одним из главных трендов 2022 года стал рост перевозок внутри СНГ через Казахстан, Белоруссию и страны Средней Азии. Участники рынка пытаются найти альтернативный вариант ввоза или вывоза продукции используя новые маршруты и возможности для импорта товаров из Европы, США, Японии. Несмотря на экономические сложности, дружественные государства продолжают активно увеличивать объемы ввозимых в Россию товаров. За прошлый год Казахстан нарастил поставки с $628,7 млн до $715 млн, а Узбекистан увеличил долю экспорта в 1,7 раз — до $258,2 млн. Всего Евразийский экономический союз отгрузил в Россию товары стоимостью свыше $9 млрд, что согласно данным UN Comtrade, превышает показатели 2021 года на 15%. Однозначным лидером является Беларусь: по объёму экспорта в Россию она стала вторым крупнейшим поставщиком после Китая. Согласно данным Белстата, в июне прошлого года белорусские поставки в нашу страну превысили $2 млрд. Чаще всего из Белоруссии в Россию импортируют электрооборудование, автомобили и грузовики, запчасти и колесную спецтехнику.

Несмотря на то, что большое количество грузоперевозок происходит внутри СНГ, компании транспортируют товар и через российско-китайскую границу. Спрос на доставку товаров с Дальнего Востока всегда был высоким, а в последнее время вырос еще сильнее – по нашим данным, за 2022 год показатель взлетел на 40%. Объемы производств увеличиваются, растут и объемы поставок – особенно автомобильных комплектующих и запчастей, а также микрочипов и медицинских товаров. Многие морские порты и железнодорожные терминалы уже перегружены, поэтому, чтобы сократить сроки доставки, мы запустили перевозки по воздуху.

Сегодня все участники рынка пытаются найти альтернативный вариант ввоза или вывоза продукции через союзные страны и возможности для импорта товаров из Европы, США, Японии. У многих компаний это носит экспериментальный характер. Есть успешные примеры с такими группами товаров, как косметика, автозапчасти, когда поставщики меняют схемы заказа товара, чтобы не останавливать свою деятельность.

Удлинение логистического плеча, изменение сроков грузоперевозки, волатильность тарифов и очереди на границах не стали причиной остановки доставки товаров в страны Европейского союза и США из России. Уже к концу года отечественные транспортные компании адаптировались к турбулентной обстановке и при помощи стран-партнеров сумели обеспечить стабильные отправки в любую точку мира. Сотрудничество с государствами-партнерами и в 2023 году помогает российскому рынку логистических перевозок развиваться, задача операторов сегодня – уметь видеть не препятствия, а возможности, гарантируя бизнесу доставку в нужное место на карте.