28.01.09

Осторожно — таможня!

В начале года Северо-Западная таможня оказалась в трудном положении: объемы импорта стремительно сокращаются, грандиозные инфраструктурные проекты — под вопросом, дает о себе знать и повышение таможенных пошлин на иномарки. В такой ситуации руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) решило не выдавать региональным подразделениям плановое задание на 2009 год. Но расслабиться таможенникам не удастся — им, как и прежде, придется наполнить 50% федерального бюджета.

Таможня одной из первых ощутила на себе влияние кризиса. Как отмечает начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Михаил Прокофьев, импорт по некоторым позициям начал сокращаться еще в октябре — на 25-30%. Плановое задание в 2008 году было выполнено — СЗТУ перечислило в бюджет 528 млрд руб. При этом если в первом полугодии план был перевыполнен на 14%, то по итогам года вышло всего 8,8% — показатели резко снизились из-за кризиса.

Сколько денег удастся собрать в бюджет в 2009 году, пока непонятно. «В декабре мы проводили заседание Консультативного совета, на котором вместе с предпринимателями пытались понять примерную цифру товарооборота, но нам это не удалось», — сообщил Прокофьев. Следующее заседание намечено на начало февраля, когда будут понятны итоги первого месяца.

Уже сейчас картина получается неутешительной: товарооборот на Балтийской таможне в январе сократился на 50%, на Санкт-Петербургской — на 45%. Наибольшее снижение показателей пришлось на импорт сырья для химической (-90%) и бумажной промышленности (-50%).

Повышение таможенных пошлин на иномарки моментально отразилось на ввозе машин в Калининградскую область: по данным региональной таможни, импорт автомобилей в январе сократился в 10 раз, и для бюджета эта статья доходов практически потеряна. На Выборгской таможне поток импортных машин тоже сократился в разы.

Объемы грузового транзита также стали меньше. На знаменитом пункте пропуска «Бурачки» (российско-латвийская граница) количество оформляемых грузовиков с товарами сократилось более чем в 2 раза. Впрочем, это благоприятно отразилось на тех, кто ехал отдыхать на новогодние каникулы в Финляндию. «В предрождественские дни мы смогли задействовать на пунктах пропуска на границе с Финляндией проходы, предназначенные для грузового транспорта для оформления легковых автомобилей», — сообщил Михаил Прокофьев.

Ударил кризис и по большим инфраструктурным проектам. Первоначально таможня планировала в 2009 году начать реализацию масштабного проекта по переносу внутренних постов к границам РФ. Теперь говорят только о переносе сухопутных таможен из Петербурга за территорию кольцевой автодороги. «Таможней совместно с правительством Петербурга разработан план вывода таможенных постов за КАД. Это делается для того, чтобы разгрузить город от большого количества грузового автотранспорта и уменьшить время таможенного оформления», — заявил Прокофьев.

Сотрудники таможни подтвердили, что реализованы будут только те проекты, на которые найдутся деньги, а финансирование текущей деятельности таможни в нынешнем году было очень сильно урезано. При этом ФТС не рискнула «спустить план» на год в региональные таможни — с февраля предполагается перейти на поквартальное плановое задание. «На январь нам поставили план по сбору 32 млрд рублей. Пока по экспорту мы существенно не добираем эту цифру, но надеюсь, что в совокупности с импортом мы план выполним», — отметил Прокофьев. Если предположить, что в среднем плановое задание на СЗТУ будет составлять около 32 млрд руб. в месяц, то годовая цифра планов может составить около 360 млрд руб., что на 140 млрд меньше, чем в предыдущем году. Но все равно есть риск, что при нынешнем сокращении импорта таможня этих денег собрать не сможет.

В разговоре с корреспондентом «Росбалта» сотрудники таможни признались, что теперь будут очень тщательно проверять все грузы идущие через границы. Поэтому бизнесменам, занимающимся внешней торговлей, необходимо следить за тем, чтобы при пересечении российской границы вес и тип товаров в грузовике строго соответствовал накладным. О так называемой практике «двойных инвойсов» (одна накладная на товар показывается на внутренней таможне в странах ЕС, а другая, для занижения таможенной стоимости — на российской таможне) придется забыть. А помнить следует о том, что в кризис никто не снимает с таможни задачу по наполнению 50% российского бюджета.

Росбалт, 27/01/2009