29.11.07

Окольный путь короче?

Корреспондент "СОЮЗа" совершил автомобильное путешествие из белорусской столицы в российскую

НАШ новенький микроавтобус еще затемно пересек только просыпающийся Минск и вырулил на трассу М1-Е30, до сих пор именуемую в народе "олимпийкой" (она строилась к Московской Олимпиаде 1980 года).

Главная белорусско-россий-ская автомагистраль напоминает огромный многокилометровый конвейер по доставке товаров. И как любому механизму, ему время от времени требуется ремонт. На отрезке от Минска до границы с Россией я насчитал 5-6 участков, где велись дорожно-восстановительные работы. Естественно, скорость приходилось снижать. Подумалось, что это не очень соответствует высокому статусу магистрали. Между тем проезд по ней платный. Мы, правда, поскольку микроавтобус имел белорусские номера и не "дорос" до 210 сантиметров в высоту, контрольные пункты преодолевали за "спасибо". А россиянам приходится раскошеливаться: от символических двух долларов за всю 600-километровую магистраль, начиная с Бреста до российской территории, владельцам легковых автомобилей до более солидных сумм за грузовик - в зависимости от веса и количества осей.

Наконец, граница с Россией. Не раз приходилось ее пересекать. В советские времена о ней напоминал лишь дорожный знак. В первые годы после развала СССР здесь появились таможенники и пограничники. А что сейчас? Вспомнились жалобы белорусских автотранспортников и автолюбителей: мол, въехать в Россию просто так не получится. Правда ли? На белорусской стороне не наблюдаем никакого ажиотажа, здесь нет ни таможенного, ни пограничного контроля. Лишь несколько водителей в павильончиках, занятых отделением банка и страховой компанией, меняют деньги и оформляют страховку да провожает цепким взглядом проносящиеся мимо автомобили инспектор ГАИ. Картина уже привычная и по-своему показательная. Ведь сколько лет обсуждается вопрос о введении в двух странах общей валюты, а решение так и не найдено. Белорусское бюро по транспортному страхованию многократно предлагало взаимно признать полисы гражданской ответственности автовладельцев, но мы до сих пор в этих сферах - как два чужих государства. Проблемы, не разрешенные в высоких кабинетах, оборачиваются дополнительными заботами и затратами для простых граждан...

А через несколько километров, уже на российской стороне границы, нам пришлось загнать автомобиль на огороженную металлической сеткой охраняемую территорию, где томились в ожидании десятки автопоездов, и пуститься в забег по вагончикам, чтобы оформить временный ввоз транспортного средства и соблюсти другие формальности, за исполнение которых пришлось к тому же заплатить.

Зачем такие препятствия? Ведь после подписания Союзного договора проезд через белорусско-российскую границу некоторое время был совершенно свободным. Затем появились проблемы. То груз, ввезенный из Европы и адресованный в глубь России, "растворялся" по пути, и для разграничения ответственности на границе ввели соответствующие отметки в грузовых документах. То завезенные в Беларусь иномарки перепродавались в России без уплаты таможенной пошлины - пришлось вводить разрешение на временный ввоз транспортных средств. Но так ли актуальны сегодня эти вопросы?

Однако вернемся на дорогу. Минут через 40 документы были оформлены, пограничник удостоверился, что в заднем отсеке нет нелегалов, и наш бусик выскочил на трассу. Свежеуложенный ровный асфальт с двумя рядами движения в каждом направлении, с хорошей разметкой и указателями. Движение стало заметно оживленнее, появилось больше АЗС, придорожных кафе и магазинчиков. Порадовали АЗС - бензин оказался дешевле: примерно 70 центов в пересчете с белорусских рублей за самый ходовой А-92 против 94 центов в Беларуси. Раньше приходилось слышать о том, что в России много контрафактного топлива низкого качества, но, кажется, эта проблема в прошлом.

Конечно, увиденное потребовало профессионального комментария, и в первую очередь в отношении задержек на границе. На очередном заседании союзного Совета Министров проблема обсуждалась главами белорусского и российского правительств. Договорились, что ситуацию еще раз рассмотрит специально созданная двусторонняя рабочая группа. В министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси пояснили, почему так озабочены очередями на союзной границе. Дело в том, что страна ориентирована на привлечение транзитного транспорта. Это солидный источник валюты, а географическое положение Беларуси таково, что через нее пролегает самый короткий путь из Европы в Россию и далее. Автотранспортники разных стран ценят эти выгоды, поток транзитных грузовиков, пересекающих страну, только в этом году возрос примерно на треть. Но на границе с Россией он наталкивается на непредвиденное препятствие. В итоге нарушаются сроки доставки грузов, появляются издержки, водители выбиваются из строго контролируемого рабочего графика. Да и условия обслуживания на созданных наспех на белорусско-российской границе таможенных постах далеки от европейских. Ситуация парадоксальная: часть потока грузовиков, направляющихся в Россию, идет в обход Беларуси. Неужто действительно окольный путь короче?

Тем не менее Беларусь не намерена вводить аналогичные ответные меры. - Наша цель - не усложнять, а упрощать проезд транзитного транспорта, - сказал корреспонденту "СОЮЗа" начальник управления внешнеэкономических связей минтранса Беларуси Сергей Негрей. - Тем более что появились технологии, позволяющие контролировать перевозку грузов без остановок на границе. Она должна быть между нашими странами прозрачной.

В середине сентября эта задача обсуждалась министрами в Москве на заседании белорус-ско-российской комиссии по формированию и обеспечению деятельности объединенной транспортной системы Союзного государства. Решено продолжить разговор на предполагаемой встрече в Смоленске с участием представителей таможенных органов. Белорусские транспортники и таможенники также проведут совместное заседание коллегий, чтобы выработать предложения, в частности по сокращению количества конвоев с грузами из Европы, на чем настаивает российская сторона. Согласованные рекомендации отраслевых ведомств двух стран должны поступить на рассмотрение Совета Министров Союзного государства.

Российская газета. СОЮЗ. Беларусь - Россия ; 29.11.2007