15.02.08

Обращение рассмотрим, если…

Вопрос рассмотрения обращений граждан занимает одно из приоритетных направлений в деятельности государственных органов, в частности таможенных органов РФ. Но чтобы получить ответ на затронутые Вами вопросы, необходимо соблюдать следующие условия.

Правовой отдел Нижнетагильской таможни информирует, что согласно статье 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) в своем письменном обращении в обязательном порядке должны указываться наименование таможенного органа, в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица. А также фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес того, кто обращается. Кроме того, необходимо изложить суть предложения, заявления или жалобы и поставить личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы, либо их копии.

Обращение может быть также направлено по информационным системам общего пользования. Развитие электронных средств связи, доступность Интернета большей части населения обеспечивает благоприятные условия для информационного обмена, в том числе по вопросам обращений в таможенные органы.

Однако при письменном обращении необходимо обязательно соблюдать ряд требований, в противном случае в рассмотрении поступившего обращения будет отказано. Так, при отсутствии в обращении фамилии гражданина и почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; в случае содержания нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; при невозможности прочтения текста обращения, лицо, его направившее, не получит от таможенного органа ответа. Такая мера предусмотрена законодателем не в целях умаления права человека на обращения, а служит в качестве меры предотвращения злоупотребления таким правом. Гражданин должен знать пределы предоставленного ему права и правильно распоряжаться им, не нарушая при этом прав окружающих его лиц.

Однако возможность реализовать имеющееся право гражданин не утратит. Необходимо будет принять меры к устранению причин отказа в рассмотрении обращения и направить его повторно.

Кроме того, Законом установлено еще два случая, когда ответ по существу не будет предоставлен обратившемуся. Во-первых, когда в его письменном обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (при условии, что в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства). Во-вторых, когда ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В указанных случаях гражданину будет разъяснено о невозможности предоставления ответа по существу с указанием причин.

Требования Закона к письменному обращению граждан просты и понятны, необходимо только научиться их соблюдать. Тогда вопросов по поводу бездействия таможенных органов при рассмотрении обращений возникать не будет.

Согласно положениям Таможенного кодекса Российской Федерации, любое лицо вправе обжаловать (жалоба – это один из видов обращений) решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если считает, что таким решением, действием (бездействием) нарушены его права, свободы или законные интересы, либо ему созданы препятствия к их реализации, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Необходимо отметить, что обжалование возможно как в таможенный орган, так и в суд. Требования к содержанию жалобы аналогичны требованиям, установленным Законом для обращений.

Екатерина Катаргина главный государственный таможенный инспектор правового отдела Нижнетагильской таможни 15.02.2008