29.05.08

Не нефтью единой

По итогам 2007 года ФТС России перечислила в федеральный бюджет таможенных платежей на сумму 3 253,8 миллиарда рублей, что почти на 390 миллиардов рублей (или на 13,6 процента) больше, чем в 2006 году. С учетом произведенной в ноябре корректировки контрольного задания план по перечислению доходов в федеральный бюджет выполнен на 102,1 процента. (До корректировки задание на 2007 год было установлено в размере 3 123,7 миллиарда рублей, а после корректировки выросло до 3 186,6 миллиарда рублей).

В 2007 году таможенные органы ежедневно перечисляли в доход федерального бюджета более 13 миллиардов рублей, что на 1,5 миллиарда рублей больше, чем ежедневные перечисления прошлого года. Контрольное задание выполнено по всем видам доходов, администрируемым ФТС России.

При этом в 2007 году структура взимаемых таможенных платежей изменилась в сторону увеличения импортной составляющей. Так, если в 2006 году доля таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров в общей сумме доходов, администрируемых ФТС России, составила 33,1 процента, то в 2007 году импортная составляющая достигла уже 42,8 процента. То есть бытующее утверждение о том, что ФТС России выполняет плановое задание только за счет вывозных таможенных пошлин, уплачиваемых в отношении экспортируемых энергоносителей, не совсем корректно.

В связи с этим хочется особо отметить, что именно увеличение доли импортной составляющей позволило Федеральной таможенной службе в период снижения цен на энергоносители не только выполнить, но и перевыполнить контрольное задание.

В 2007 году в доходную часть федерального бюджета перечислено таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров в Российскую Федерацию, на сумму 1 392,8 миллиарда рублей. Это на 445,4 миллиарда рублей (или на 47 процентов) больше, чем в 2006 году. И это при том, что в 2007 году Правительством Российской Федерации были снижены ставки ввозных таможенных пошлин по 281 подсубпозиции товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, из которых по 187 подсубпозициям была установлена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины.

В отличие от таможенных платежей при ввозе товаров сумма уплаченных вывозных таможенных пошлин в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизилась на 60,9 миллиарда рублей и составила 1 834,9 миллиарда рублей.

Общее снижение по экспортным платежам объясняется уменьшением поступлений вывозной таможенной пошлины в отношении энергоносителей в первом полугодии 2007 года. При формировании бюджета на 2007 год прогноз поступлений вывозной таможенной пошлины на нефть сырую производился исходя из средней ставки вывозной таможенной пошлины в размере 213 долларов США за тонну. Однако в связи с падением мировых цен на нефть в конце 2006 года и первом полугодии 2007 года ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую была снижена и установлена до марта 2007 года на уровне примерно 180 долларов за тонну, а в апреле и мае снизилась до 156,4 доллара за тонну.

Рост поступлений вывозной таможенной пошлины начался только после того, как с июня 2007 года снова начала расти ставка вывозной таможенной пошлины. Что касается перечисления в федеральный доход таможенных и иных платежей в разрезе региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, то лидерами являются СЗТУ, ЦТУ и ЮТУ, которые в совокупности дали 41 процент всех перечисленных таможенных платежей. Среди таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, больше всего таможенных платежей перечислено Центральной энергетической таможней, что объясняется спецификой оформляемых здесь товаров – нефть, нефтепродукты, газ природный. Также значительный объем таможенных платежей приходится на Центральную акцизную таможню, оформляющую такие налогоемкие товары, как транспортные средства и алкогольная продукция. В 2007 году особое внимание уделялось работе Федеральной таможенной службы с задолженностью по уплате таможенных платежей и пени. В результате предпринятых мер по взысканию таможенных платежей и погашению дебиторской задолженности прошлых лет общая сумма задолженности в 2007 году снизилась с 77,4 миллиарда рублей на начало 2007 года до 72,7 миллиарда рублей по состоянию на первое января 2008 года. При этом важно отметить, что основной объем этой задолженности (57,8 миллиарда рублей или почти 80 процентов), образовалась в период с 1996 по 2004 годы. Главным образом это задолженность перед таможенными органами физических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также задолженность нерезидентов Российской Федерации, в основном иностранных перевозчиков. К сожалению, в данном вопросе остается много проблем, которые могут быть урегулированы только на законодательном уровне. Работа по уменьшению задолженности участников ВЭД будет продолжена и далее. В частности, в 2008 году планируется уменьшение суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пеней на 8 миллиардов рублей. Данные результаты были достигнуты главным образом за счет совершенствования таможенного администрирования.

В частности, много внимания в 2007 году в работе ФТС Росси было уделено администрированию в рамках действующей системы управления рисками по направлению контроля таможенной стоимости товаров.

По данному направлению в 2007 году было актуализировано и дополнительно разработано 40 профилей риска. В настоящее время стоимостными профилями риска охвачено порядка 30 процентов от общего числа товаров, поименованных в ТН ВЭД России. Это в первую очередь товары, являющиеся приоритетными с точки зрения налогообложения (бытовая техника и электроника, машины и механизмы, одежда и обувь, транспортные средства, алкогольная продукция и др.). В результате доведения профилей риска наблюдается повышение достоверности декларирования таможенной стоимости товаров, что положительно сказывается на динамике перечисления таможенных платежей. Так, в результате доведения в ноябре 2007 года актуализированных профилей риска в отношении бытовой техники и электроники за два месяца дополнительно взыскано порядка 3,7 миллиарда рублей. После актуализации профилей риска по товарам народного потребления в 2007 году средняя статистическая стоимость по сравнению с прошлым годом увеличилась по предметам одежды на 27 процентов, по тканям и текстильным материалам на 22 процента, в результате чего дополнительно перечислено в федеральный бюджет порядка 7,6 миллиарда рублей.

Системой управления рисками также охвачены товары, имеющие значение для экономической безопасности страны (лесоматериалы, цветные и черные металлы, прокат из нержавеющей стали). Большое внимание уделяется защите отечественных производителей от недобросовестной конкуренции.

Так, взаимодействие с ОАО «Мечел» и Ассоциацией «Спецсталь» позволило поддерживать в актуальном состоянии профиль риска в отношении проката из нержавеющей стали. В 2007 году средняя статистическая стоимость проката по сравнению с 2006 годом увеличилась на 40 процентов, в результате чего дополнительно перечислено в федеральный бюджет порядка 220 миллионов рублей.

В дальнейшем планируется повышать эффективность контроля таможенной стоимости за счет применения действенных методов анализа и оценки риска занижения таможенной стоимости товаров, обеспечения таможенных органов достоверной ценовой информацией, создания благоприятных условий для осуществления импортерами прямых поставок непосредственно от производителей товаров.

Одним из приоритетных направлений таможенного администрирования в 2007 году оставалось усиление контроля применения таможенных льгот в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В прошлом году таможенными органами было предоставлено льгот по уплате таможенных платежей на общую сумму 191,4 миллиарда рублей.

При этом основной объем таможенных льгот приходится на товары, ввозимые в рамках соглашений о разделе продукции – 83,3 миллиарда рублей (43,5 процента), товары, ввозимые в Калининградскую ОЭЗ – 56,2 миллиарда рублей (29,4 процента), товары медицинской направленности – 15,7 миллиарда рублей (8,2 процента). Следует отметить, что в части применения таможенных льгот еще остались нерешенные проблемы. Это, например, льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС при ввозе товаров, в том числе технологического оборудования, в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Эти льготы в первую очередь должны быть направлены на обеспечение благоприятного климата для притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, а также развитие отечественной промышленности за счет ввоза технологического оборудования, аналоги которого не производятся российским машиностроением. Однако в последнее время использование таких льгот становится скорее не стимулом для развития российской экономики, а возможностью для недобросовестных участников ВЭД фактически «законно» уклоняться от уплаты таможенных платежей при ввозе различных товаров, так как постановлением Правительства Российской Федерации 1996 года, регулирующим порядок предоставления тарифной льготы, установлено только одно ограничение по распоряжению товарами – запрещена реализация, что позволяет использовать предусмотренную законодательством льготу для ухода от уплаты таможенных платежей путем передачи ввезенных с предоставлением льгот товаров в аренду по притворным сделкам, а также путем продажи долей (акций), оплаченных иностранным инвестором товарами, ввезенными с предоставлением льгот российским лицам. Кроме того, законодательно не установлено определение понятия «технологическое оборудование» и не определен уполномоченный орган по отнесению ввозимого оборудования к технологическому, и это значительно затрудняет процедуру предоставления льгот по уплате НДС.

Отдельное место в номенклатуре товаров, ввозимых в качестве вклада иностранных инвесторов в уставные (складочные) капиталы организаций, занимают игровые автоматы, а также транспортные средства, в частности, пассажирские автобусы. Практика последних лет свидетельствует о возрастающем интересе российских пассажирских автотранспортных предприятий к возможности увеличения автопарка за счет подержанных импортных автобусов. Такая возможность существует благодаря их невысокой стоимости, которая достигается путем реализации достаточно примитивной схемы: подержанные импортные автобусы (выпуска до 2000 г.) стоимостью около 20-25 тысяч долларов ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал российской организации, как правило, общества с ограниченной ответственностью (созданного исключительно для целей реализации данной схемы), и оформляются со льготами по уплате ввозной таможенной пошлины, так как формально соответствуют всем условиям постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883. При этом сумма льгот по одному автобусу составляет около одного миллиона рублей. В дальнейшем данные товары (автобусы) передаются заинтересованным предприятиям в пользование по договорам аренды, в том числе по притворным сделкам. При этом большинство иностранных инвесторов, осуществляющих ввоз товаров в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы российских компаний с использованием льгот по уплате таможенных платежей, составляют организации, зарегистрированные на территории государств, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны).

Однозначно решить проблемы применения указанных тарифных и налоговых льгот позволит принятие подготовленного Минфином России проекта Федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», предполагающих исключение из указанных нормативно-правовых актов Российской Федерации положений, касающихся льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС при ввозе товаров в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Данный проект полностью поддержан ФТС России. Немногим лучше обстоят дела и с различными медицинскими товарами, ввозимыми в Россию без уплаты НДС или по ставке налога 10 процентов.

Так, до сих пор не утвержден перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а под видом важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники предпринимаются попытки ввоза без уплаты НДС комплектующих и запасных частей, которые могут использоваться в целях, отличных от медицинских. Следует отметить, что в отношении практически одних и тех же товаров, таких, как осветительное оборудование, может применяться ставка ввозной таможенной пошлины как в размере 20 процентов, так и в размере 5 процентов при подтверждении Минздравсоцразвития России использования таких товаров для медицинских целей. Однако, по информации данного Министерства, соответствующий порядок подтверждения целевого назначения товаров до настоящего времени не издан. В целом решение проблемных вопросов по льготам требует внесения во многие законодательные акты Российской Федерации существенных изменений, которые потребуют согласования с Минфином, Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минздравсоцразвития и другими заинтересованными органами исполнительной власти. В 2008 году контрольное задание по перечислению доходов, администрируемых ФТС России, с учетом внесенной Минфином России корректировки установлено в размере 3 974,3 миллиарда рублей, в том числе:

– НДС – 954,06 миллиарда рублей;

– акцизы – 29,44 миллиарда рублей;

– ввозная пошлина – 569,19 миллиарда рублей;

– вывозная пошлина – 2 350,44 миллиарда рублей.

При этом импортная составляющая контрольного задания равна 1 552,7 миллиарда рублей (39,8 процента), экспортная – 2 350,4 миллиарда рублей (60,2 процента). Несмотря на то, что объем установленного ФТС России в 2008 году контрольного задания существенно превышает задания предыдущих лет, служба приложит все силы для его выполнения, в том числе путем совершенствования системы контроля и таможенного администрирования.

Досье «Таможни»

В I квартале 2008 года ФТС России перечислила в федеральный бюджет 1 триллион 3,17 миллиарда рублей, что составило 102,11 процента от планового задания. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года перечисления возросли в абсолютных цифрах на 324,66 млрд. рублей, а в относительных показателях – почти в полтора раза. Прирост платежей, взыскиваемых при ввозе товаров, составил 26,8 процента. Одним из факторов, повлиявших на повышение результативности деятельности таможенных органов, явилась целенаправленная работа по совершенствованию таможенного администрирования, в том числе – упрощению таможенных процедур, проведению мероприятий по контролю за заявленной таможенной стоимостью при ввозе товаров, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товара (постаудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью. Только в марте 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 352,29 млрд. рублей, что на 20,58 млрд. больше запланированного задания. Плановое задание выполнено на 106,2 процента. Для справки: за март 2007 года по линии таможенных органов в федеральный бюджет было перечислено 249,31 млрд. рублей.

Борис ШКУРКИН, начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России

Журнал "Таможня"