23.05.08

На границу — через кассу

Всем, кто еще на майские праздники отправлялся в Эстонию на автомобиле через Ивангород, «посчастливилось» познакомиться с чудом отечественной смекалки - «отстойником перед границей». То, что при выезде из страны могут скапливаться пробки — ни для кого не секрет. Однако, как оказалось, за то, что таможня и пограничники не успевают пропустить всех желающих достаточно быстро, придется платить — путешественники узнали буквально на пороге погранперехода.

Цена за доступ к госгранице у предпринимателей буквально «символическая» - 60 рублей, на такие деньги граждане-отдыхающие и командировочные даже и не обратят особого внимания. Однако же бизнес на страданиях (стоять в очереди порой приходится по несколько часов) — вещь весьма распространенная. И, по понятным причинам, незаконная. Другое дело, что из-за 60 рублей мало кто станет возмущаться.

Вот как описывает поездку в Нарву один из читателей «Фонтанки». «Перед въездом в Ивангород на КПП с шлагбаумом у нас проверили документы на предмет наличия виз и пропустили дальше. Отсюда приключения и начались. Некий странный молодой человек в камуфляже без опознавательных знаков, но с полосатым жезлом, властным жестом указал нам ехать не прямо к границе, а направо — на автозаправочную станцию «ПТК». Там еще один шлагбаум. Зачем он нужен, мы поняли только потом. Мы решили, что этот шлагбаум, опять же таки — без каких-либо пояснительных табличек, нам не нужен. Мы развернулись, снова выехали на трассу. Там увидели хвост из машин и гаишников. Они-то нам и сказали, что нам следует вернуться на «ПТК» и там получить некий волшебный талончик, без которого на границу нас никто не пустит. Мы удивились, но ехать надо, поэтому вернулись к тому непонятному шлагбауму и заехали на территорию стоянки «ПТК». Вежливая женщина протянула нам бумажку с номером машины, за которой мы должны встать в очередь и объяснила, что в кафе на территории парковки мы должны оплатить тот самый талончик. Встали в очередь, которая двигалась не просто медленно, а очень медленно: со стоянки выпускали по 3-4 машины раз в 40 минут. Ради экономии времени двое из нашего экипажа пошли на границу и заняли там очередь. За заветный талончик отдали 60 рублей. Осталось дождаться, когда нас выпустят через второй, выездной, шлагбаум. Оставшаяся часть экипажа, когда уже устала ждать, решила узнать — что за магические действия производятся с талончиком на выезде с парковки. Как выяснилось, там просто смотрят на наличие талончика и выпускают «на волю». Оказывается, таким образом идет борьба с очередями на самой границе. То есть в том случае, если на границе очереди нет, пропускают без всяких талончиков, а если есть, то надо сперва «помариноваться» в этом «отстойнике» и только после него встать в очередь на самой границе. Незаконность бизнеса с талончиками очевидна. Мы схитрили — когда выяснили, что талончик на выезде не проштамповывают — решили выехать через тот же шлагбаум, через который въехали, под предлогом того, что мы ждать устали и не хотим уже ехать ни в какую Эстонию. Но сторож нам строго заявила, что не выпустит, пока не отдадим ей талончик — видимо, поняла нашу хитрость. Мы опять попытались извернуться — купили второй талончик и отдали его сторожу. А сами со вторым талончиком отправились на границу, где как раз уже наша очередь приближалась к заветной цели. Увидели как на границу прошмыгивают машины без очереди. Позже выяснилось, что можно и за деньги миновать очередь. Цена вопроса от тысячи до трех тысяч рублей. Чем ближе к границе - тем острее потребность в приобретении «гринкарты». Один человек отправился в будочку, где оформляют страховку. И там очередь! Но небольшая — человек 7-8. Однако получить заветную страховку удалось за час с лишним! В итоге, все мытарства заняли более 2 часов. На обратном пути выяснили, что в Эстонии тоже работает система контроля очереди на границе — тот же «отстойник». Только цивилизованный. Во-первых, в этом отстойнике за талончик ничего платить не надо, и, во-вторых, там выпускают не просто так, а когда на самой границе действительно не будет скопления машин».

Как удалось выяснить корреспонденту «Фонтанки», на приграничных территориях главенствует приказ ФСБ России за номером 458, регулирующий правила пограничного режима, в частности, вопросы проезда транзитных транспортных средств, направляющихся в сопредельные государства и обратно. По правилам, останавливаться транзитникам нельзя, за исключением крайних случаев. Ни о каких платных отстойниках речи не идет вовсе. Для машин, действительно, предусматриваются «отстойники» - такая практика активно применяется на всех границах, в основном, для большегрузных машин, которые намного дольше проходят таможенный контроль. Однако, нигде за это платить не требуется. Ивангород — особый случай. Уже долгие годы идут обсуждения вопроса о реконструкции моста, соединяющего Россию и Эстонию. Однако до сих пор не проведен достаточный осмотр, а стороны так и не договорились относительно финансовой стороны дела. В проектах даже строительство еще одного погранперехода. Пока же старый мост вынужден работать в так называемом «маятниковом» режиме. Когда одновременно на нем находится только одна машина, чтобы снизить нагрузку на конструкции. Страдают от этого автолюбители, вынужденные стоять в очередях.

В марте 2008 года прокуратура Кингисеппского района Ленинградской области провела проверку законодательной базы, на основании которой была открыта платная «парковка-отстойник». Как оказалось, отлаженная система действовала еще с марта 2001 года, когда главой муниципального района «Город Ивангород» было подписано распоряжение за номером 165-р «Об упорядочении» движения и парковки транзитного автотранспорта, следующего через г. Иваногород в г. Нарва». Кингисеппским городским прокурором это решение было опротестовано и существование транзитной парковки, принадлежащей ООО «Скан-Топливо-Сервис», оказалось под запретом в том виде, в котором она действовала прежде.

Как заявил корреспонденту «Фонтанки» начальник регионального пограничного управления ФСБ России по Северо-Западному федеральному округу Николай Козик, о ситуации с проездом транзитного транспорта в Управлении знали, однако непосредственно выполнять функции по охране госграницы это не мешало, но создавало сложности. Поэтому о явно незаконном распоряжении местного главы муниципального образования еще в 2003 году был проинформирован, в частности, полномочный представитель президента в СЗФО. Подобные обращения направлялись и руководству Ленинградской области.

Однако только вмешательство прокуратуры остановило действие неправомочного законодательного акта. После проведенной проверки и вынесенного 13 марта протеста, 21 марта 2008 года глава муниципального образования отменил свое же распоряжение, - уточнили в прокуратуре Кингисеппа. Таким образом, возникает логичный вопрос: на каком основании взималась плата за проезд через территорию «отстойника» уже на майских праздниках? О том, что это действительно имело место быть, свидетельствует предоставленная нашим читателем фотография того самого талончика, по которому он проезжал к границе России с Эстонией. Возможно, есть подвод для очередной проверки?

Ксения Потеева, Николай Романов, Фонтанка.ру