10.01.11

Минздравсоцразвития подготовило проект технического регламента Таможенного союза

Минздравсоцразвития подготовило проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Это первый документ такого рода, разработанный в рамках соглашения «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации».

Как отмечают специалисты, технические регламенты Таможенного союза (ТС) будут устанавливать единые требования к продукции, которая производится и импортируется на общую таможенную территорию трех стран. Для обеспечения необходимых темпов интеграции решено было начинать с документов, охватывающих сразу значительные группы продукции. Поэтому технический регламент «О безопасности пищевой продукции» стал безусловным приоритетом.

Следует напомнить, что в России этот документ разрабатывался более 5 лет и в итоге так и не был принят. При его создании необходимо было учесть и согласовать интересы сторон, это оказалось чрезвычайно сложно сделать, поскольку затрагивались все сегменты пищевой индустрии - от технологии получения сырья до готовых изысканных блюд в ресторане - и целиком регулировалась производственная цепочка от поля до стола. Специалистам предстояло «распаковать» уже существующий массив показателей, доставшийся в наследство от плановой экономики, выбрать из них те, которые гарантируют безопасность продукции. Вопросы качества были включены в документы, подлежащие добровольному исполнению, такие как стандарты и своды правил. Специалисты считают, что безопасность пищевых продуктов должно обеспечить государство, а вкусно или нет - потребитель определит сам. С другой стороны, подготовленный министерством технический регламент вобрал в себя все обязательные требования, которые ранее устанавливались в разных ведомственных документах как в России, так и в других странах - участницах Таможенного союза. При этом многие из них были излишними с точки зрения обеспечения безопасности продукции. Например, в хлебопекарной отрасли существовало требование, согласно которому сухарей с корочкой допускалось не более 8% от общего количества. Специалисты считают, что в нынешних условиях у покупателя должна быть возможность выбора, какой продукт ему нужен - с корочкой или без, тем более что на безопасность это никак не влияет. Понятно, что любой продукт, выложенный на прилавок, должен быть безопасным для здоровья человека. Эксперты особо обращают внимание, что никаких новых требований к самим пищевым товарам новый техрегламент не устанавливает. Изменения касаются лишь собственно процедуры оценки соответствия продукции, прежде всего ее допуска на рынок. В то же время вводится принцип: один продукт - один документ. Что это значит? Многие годы, до того, как попасть на прилавок магазина, продукт должен был получить два, а то и три так называемых паспорта, которые подтверждали его соответствие установленным нормам: ветеринарный сертификат, санитарно-эпидемиологическое заключение и сертификат соответствия. Доходило до абсурда, когда, условно говоря, на килограмм мяса приходилось предъявлять фактически килограмм документов. Это было дорого, долго, а ответственность размывалась.

Если возникали проблемы с безопасностью продукта, то реальную ответственность все равно нес изготовитель или поставщик, а «визеры» без каких-либо последствий для себя просто отзывали выданный документ. Теперь соответствие продукции требованиям технического регламента будет подтверждаться один раз и только одним документом. При этом акцент сделан на декларирование производителем соответствия его продукции новому техрегламенту. Тем самым фактически принцип презумпции виновности, действовавший до сих пор десятилетиями, меняется на презумпцию добросовестности производителя, который берет на себя ответственность за выводимый на рынок товар.

В то же время более продуктивным должен стать госконтроль. Теперь высвободившийся от дорыночного контроля ресурс государство сможет направить непосредственно на рынок для выявления недобросовестных игроков, злоупотребляющих полученным кредитом доверия. Такая система давно и успешно действует в Европе. Заработав в России, она будет также способствовать и снижению коррупции. Специалисты отмечают, что большой раздел в техрегламенте посвящен требованиям к процессам производства. Его появление обусловлено тем, что в нынешних условиях прежние правила уже не действуют. Например, старые нормативы прописывали условие, что стены производственных помещений, где изготавливается пищевая продукция, должны быть покрыты кафельной плиткой. Однако в последние годы появилась масса других отделочных материалов, обеспечивающих гигиеническую безопасность, и сегодня держаться за такого рода ограничения просто глупо. Именно такой отсев и был проведен при подготовке упомянутого техрегламента. С другой стороны, жизнь не стояла на месте, был накоплен опыт оценки рисков производственных процессов, наши специалисты научились выявлять критические точки обеспечения безопасности, изучили практику других стран. Эти знания позволили сформировать перечень условий, обязательных для выполнения любым из ныне действующих пищевых предприятий. Одно из них - прослеживаемость. Это значит, что практически в каждом месте хранения или реализации необходимо иметь возможность узнать, кто и когда изготовил этот или иной продукт и как он сюда попал. При этом следует отметить, что Государственной думой в первом чтении уже приняты изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ужесточение наказания за нарушение требований техрегламентов. Предложенные суммы штрафов далеко не символические.

Специалисты особо обращают внимание, что предложенные требования безопасности будут едиными для трех стран Таможенного союза. В то же время сохраняются национальные системы государственного контроля и подтверждения соответствия, функционирующие на основе гармонизированных принципов. При этом каждое государство - член ТС будет вести учет производств, занимающихся изготовлением пищевой продукции. Для этого изготовитель должен известить надзорный орган о начале их производства. Там, где риски по безопасности наиболее высоки, будет проводиться предварительная проверка готовности предприятия к началу производства. В то же время стороны будут вести открытые реестры пищевых предприятий, зарегистрированной продукции и деклараций о соответствии. Это позволит эффективно контролировать находящуюся в обращении продукцию, независимо от того, где она произведена: в Беларуси, России или Казахстане.

Иннокентий ГРЯЗЕВ "Таможенные Новости"