Миллион с алых роз
Лидерство России по ввозу цветов привело к одному: букеты дорожали и
будут дорожать
Первая неделя сентября из-за начала учебного года принесла
колоссальный доход цветочникам. На это время пришлось 10% суммы годового
оборота цветочного рынка России или 250 миллионов долларов США. Страна
становится мировым лидером по ввозу цветов из-за рубежа. Но почему тогда
при таком изобилии и, казалось бы, конкуренции, мы платим за аленький
цветочек вдвое дороже, чем за кило курицы?
Рентабельность цветочного бизнеса достигает 200%. Такой сверхприбыли
нет ни в одном легальном секторе экономики. Большой доход приносит
алкоголь, но его, в отличие от цветов, государство неустанно пытается
контролировать и облагать налогами.
Чтобы понять, кто и сколько зарабатывает на букетах и какой должна
быть их справедливая цена, возьмем для примера 50-сантиметровую красную
розу. Ее, вопреки убеждению, выращивают не в Голландии, а в Кении,
Зимбабве, Израиле, Эквадоре, Индии. Себестоимость срезанного там цветка в
переводе на российскую валюту - 30 копеек. Урожай красных роз ежедневно
выставляют на аукционы. Самый крупный - в Голландии. Залы торговых площадок
хорошо оборудованы. На мониторах - информация о лотах. Каждую минуту
заключаются сотни сделок, а ежедневный оборот на голландском аукционе
превышает 15 миллионов евро. "Стоимость цветка движется по нисходящей. Его
стартовая цена - 1 доллар. Конечная - 3 цента", - рассказывает
вице-президент Союза цветоводов "Евразия" Сергей Сколков. Таким образом,
импортеры покупают розы для России по цене от 1 до 30 рублей.
После заключения сделок цветы загружают в специальные холодильники,
чтобы наземным или воздушным транспортом доставить в Санкт-Петербург и
Москву. Оттуда их будут развозить по всей России. Первую часть своей
прибыли государство получит на таможне. Размер пошлины - 15 процентов от
стоимости партии. Однако на время праздников индекс таможенной пошлины
может повышаться. Делается это следующим образом: в обычные дни, когда
кто-то покупает розу за 0,2 евро, а кто-то за 0,3 евро, таможенная служба
"доводит" стоимость перевозимой партии до максимальной цены - 0,3 евро. Во
время российских праздников, которые хорошо известны брокерам в той же
Голландии, цена за розу стоимостью 0,2 евро может повышаться до 0,7 евро.
Соответственно, российская таможня повышает цену для всех партий ввозимых
цветов до 0,7 евро. Если прибавить к этой цене 15 процентов таможенной
пошлины, получается, что 30 рублей - это максимальная цена, по которой даже
в праздники среднестатистическая красная роза попадает в Россию.
Вторую часть прибыли государство соберет в виде налогов от розничной
продажи цветов. Проблема в том, что конечная стоимость бутонов, как и их
количество, на стихийных цветочных рынках, особенно в регионах, не
контролируется. Получается, что казна недополучает налоговые отчисления, а
покупатель в 3-5 раз переплачивает за розу.
Почему же цветок, который попадает в Россию максимум за 30 рублей,
может продаваться от 100 до 200 рублей? И почему вопреки известному
принципу экономики когда чем выше конкуренция (цветочный рынок не
монополизирован), тем ниже цены, один цветок стоит в два раза дороже, чем,
например, килограмм курицы? Притом что трудоемкость и затраты в
птицеводстве выше в разы.
"В конечную стоимость цветка закладываются все возможные риски. Но,
если честно, это просто жадность", - говорит президент Флористического
союза Наталья Корнеева. "Для исправления ситуации можно предельную цену на
цветы назначать в России, но законодательно это сделать почти невозможно.
Второй путь - развивать цветоводство в стране", - добавляет эксперт.
Пока нет ни первого, ни второго. Российский цветочный рынок, годовой
оборот которого оценивается в 2,5 миллиарда долларов США, а показатели
рентабельности сравнимы с проституцией и наркоторговлей, фактически отдан
на откуп импортерам и спекулянтам.
Между тем минсельхоз разработал программу, по которой обещана
господдержка строительства овощных теплиц. Теоретически, вместе развитием
овощеводства могли бы уделить внимание и цветоводству, но, как пояснил "РГ"
директор Департамента госполитики в сфере АПК и информации Минсельхоза
России Олег Аксенов, цветы не являются сельскохозяйственной продукцией. По
части министерства к ним имеет отношение только подведомственный
Россельхознадзор. Он выполняет функции фитосанитарного контроля при ввозе
импортной цветочной продукции в Россию. "К тому же государство поддерживает
производство товаров первой необходимости - молока, хлеба, мяса. И
минсельхоз выполняет задачи, прописанные в доктрине продовольственной
безопасности. Цветы, скорее, предмет роскоши, а не важный продукт питания.
К тому же если у человека немного денег, то он может купить 1 розу, а не
50", - поясняет Аксенов.
Кстати, по словам собеседника "РГ", несколько лет назад
сверхприбыльным делом был ввоз мяса. Спустя какое-то время импортеры
поняли, что гораздо выгоднее развивать птицеводство и свиноводство внутри
страны. И стали вкладывать деньги в создание животноводческих и
птицеводческих комплексов уже в России. На этом этапе власть их поддержала.
Так может сложиться и с цветочным рынком. "Бизнес должен быть заинтересован
в развитии цветоводства в стране хотя бы потому, что государство может в
любой момент сильно поднять таможенные пошлины на импорт", - считает Олег
Аксенов.
Каким же образом можно развивать отечественное цветоводство?
Во-первых, объясняет вице-президент Союза цветоводов "Евразия" Сергей
Сколков, можно выращивать цветы в Абхазии и Краснодарском крае.
Климат в
других регионах просто не подходит, а создание цветочных теплиц - дело
затратное. "В России стоимость квадратного метра при строительстве хорошей
теплицы обойдется в 300 евро. А, например, в Эквадоре всего в 20 долларов",
- объясняет Сколков. Но даже если "выбить" на юге страны землю для цветов,
надо привлекать зарубежных специалистов. Они, в отличие от отечественных,
знают, как наладить бизнес. Кстати, "цветочная доля" составляет около 3% в
структуре ВВП Нидерландов.
Впрочем, по мнению Сколкова, есть еще один путь удешевления конечной
стоимости букетов. Можно, минуя цветочных трейдеров, наладить прямые их
поставки в Россию из Африки и Латинской Америки. Однако президент
Флористического союза Наталья Корнеева это убеждение не разделяет.
"Некоторые компании уже это делают. Но вы же видите, что на конечной
стоимости это никак не отражается", - говорит эксперт.
Впрочем, скоро за счет таких прямых поставок, которым обещает помочь
Торгово-промышленная палата, в стране должна заработать сеть магазинов, в
которых будут продавать 9 роз за 99 рублей, рассказывает Сколков.
В перспективе, но уже совсем далекой, Россия могла бы открыть и свою
цветочную биржу. По типу тех, что работают в Европе. А с учетом
возможностей Таможенного союза цветы можно выращивать и в теплых регионах
Белоруссии и южном Казахстане. Идея с созданием биржи уже неоднократно
обсуждалась, но дальше разговоров дело не пошло. И пока Россия остается
лидером не только по ввозу цветов, но и по неконтролируемой жадности
игроков на этом рынке.
Российская газета