«Логистика должна быть логичной»
Несмотря на меры, предпринимаемые ФТС России и таможенными органами Северо-Западного таможенного управления в г. Санкт-Петербурге по-прежнему остро стоит проблема очередей грузового транспорта вблизи мест таможенного оформления грузов.
Простои в очередях в отдельных случаях составляют 4-5 дней, функционирующие таможенные посты (их 5) не в полной мере справляются с нагрузкой даже притом, что таможенное оформление там осуществляется с 8 до 22 часов, без выходных, задействованы необходимые кадровые резервы.
Причиной критической ситуации явилось стечение целого ряда факторов, начиная от общего увеличения грузопотоков, связанного с посткризисным оживлением внешнеторговой деятельности, заканчивая недостатками в работе прежнего руководства таможенных органов на местах и сбоями, допущенными при реализации концепции таможенного оформления в местах, приближенных к государственной границе.
Обстановка усугубляется ликвидацией двух наиболее крупных таможенных постов Санкт-Петербургской таможни (Выборгского и Пискаревского), прошедшей в свете многочисленных злоупотреблений, имевших место при обоюдной заинтересованности должностных лиц и участников внешнеэкономической деятельности.
В свою очередь непринятие таких жестких мер грозило не только дальнейшим процветанием контрабанды и иной порочной практики оформления товаров, но и создавало реальные предпосылки причинения масштабного вреда экономическим интересам государства.
Бескомпромиссная борьба за чистоту своих рядов и соблюдение законности в сфере внешней торговли остаются приоритетными направлениями деятельности таможенной службы.
ФТС России неоднократно обращалась к ведущим экономическим операторам, своевременно рекомендовала участникам внешнеэкономической деятельности пересмотреть свои подходы к организации логистики товародвижения, для направления товаров был рекомендован ряд таможенных постов в регионе деятельности СЗТУ, которые в совокупности готовы полностью справиться с объемами грузопотоков. Вместе с тем, бизнес не откликнулся должным образом на призывы таможенных органов, видимо, не желая перестраивать привычные схемы перемещения товаров и транспортных средств в ущерб скорости проведения таможенных процедур и доставки товаров конечным получателям.
При этом сказывается заинтересованность некоторых хозяйствующих субъектов в имеющем место ажиотаже, при этом важно отметить, что плата за
услуги околотаможенных структур может составлять от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей.
ФТС России предпринимает необходимые меры для скорейшего урегулирования имеющихся проблем, в ближайшее время планируется задействовать дополнительные механизмы по нормализации обстановки.
Так, в целях ускорения проведения таможенных процедур на основных СВХ разворачиваются мобильные инспекционно-досмотровые комплексы, создается специализированный пост для оформления автокомпонентов, задействованы дополнительные силы специалистов в области таможенного оформления и таможенного контроля, включая должностных лиц из других регионов России.
Применение рентгеновской техники в пунктах пропуска, расположенных в регионе деятельности таможенных органов СЗТУ в период скоплений автотранспорта на границе в 2007 - 2008 годах полностью оправдало себя и позволило значительно упростить добропорядочным перевозчикам прохождение контроля за счет сокращения количества досмотров, сопряженных с трудоемкими, затратными и длительными операциями.
ФТС России вступает в активный прямой диалог с представителями бизнес сообщества, ведутся переговоры с объединениями таможенных брокеров, ассоциациями перевозчиков и импортерами на предмет выстраивания наиболее рациональных цепочек поставок товаров.
ФТС России предлагает заинтересованным лицам применение при таможенном оформлении наиболее передовых таможенных технологий, таких, как электронное декларирование и «удаленный выпуск», к практической реализации которых таможенные органы Северо-Запада уже в существенной мере подготовлены.
Принятие указанных мер позволит стабилизировать и в кратчайшие сроки нормализовать ситуацию, однако без включения в работу по организации правильной логистики участников внешнеэкономической деятельности усилия таможенной службы не принесут ожидаемых результатов.
Пресс-служба ФТС РФ ; 22.04.10