09.09.05

Лесной экспорт: проблемы и решения

Русский лес издавна пользуется высоким спросом за рубежом. По данным таможенной статистики, за первое полугодие 2005 года физические объемы поставок пиломатериалов из России в страны дальнего зарубежья выросли на 15 процентов, а круглого леса почти на 17 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Стоимость российского экспорта необработанных лесоматериалов за январь-июнь 2005 года приблизилась к полутора миллиардам долларов. Однако, несмотря на рост показателей, в этом сегменте рынка существует ряд серьезных проблем, которые пока не удается решить.

С корой или без...


Что касается внешней торговли российскими лесоматериалами, то о негативных тенденциях в этой сфере говорят и сами лесопромышленники, и представители государственных структур. В той части, которая касается компетенции таможенных органов, это прежде всего занижение объемов вывоза лесоматериалов, невозвращение в полном объеме экспортной валютной выручки, значительное занижение контрактной стоимости, недекларирование и недостоверное декларирование.

Есть еще одна проблема, которая обсуждается в профессиональных кругах. Лесоэкспортеры считают, что требования таможенных органов включать кору в объем круглого лесоматериала, являются незаконными и влекут за собой увеличение вывозных таможенных пошлин и сборов на круглые лесоматериалы. При этом они ссылаются на то, что требования, согласно которым все деловые сортименты измеряют без коры, записаны в межгосударственных и национальных стандартах, никогда не менялись и не предполагают изменений.

Таможенники, в свою очередь, уверены, что они действуют строго в рамках закона, а именно Таможенного кодекса РФ, ТН ВЭД России и постановлений Правительства РФ, регламентирующих взимание таможенных платежей с фактически вывозимых объемов товаров. Поскольку большинство контрактов предусматривают вывоз круглого лесоматериала без коры и, соответственно, в грузовой таможенной декларации (ГТД) также указываются объемы без коры, фактически лес вывозится с корой, которая, по оценкам, составляет от 8 до 10 процентов в общем объеме, налицо несоответствие того, что заявлено, тому, что вывозится на самом деле.

Логика закона

В соответствии со статьей 169 Таможенного кодекса РФ декларант обязан указать в ГТД точные сведения о товарах, их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей. В инструкции о порядке заполнения ГТД (утверждена приказом ГТК 915 от 21 августа 2003 года), в частности, сказано, что при заполнении графы 31 "Грузовые места и описание товара" декларантом указываются точные сведения о декларируемых товарах. Если в отношении декларируемых в этой графе товаров в соответствии с ТН ВЭД применяется дополнительная единица измерения, то в правом нижнем подразделе графы в специально выделенном поле указывается то количество товаров в дополнительных единицах измерения, которое фактически перемещается, а не то, которое будет оплачено по условиям контракта.

Таким образом, логически из этого следует, что декларантом дополнительно должно быть указано количество лесоматериалов с учетом объема коры в кубических метрах и таможенная пошлина должна быть исчислена из данного объема. Постановлением правительства ( 1364 от 9 декабря 1999 года) на товары, классифицируемые в товарной субпозиции 4403 20 ТН ВЭД России "Лесоматериалы необработанные окоренные или неокоренные, начерно брусованные или небрусованные, из хвойных пород", установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 6,5 процента от таможенной стоимости товара, но не менее 2,5 евро за один кубометр.

Данная позиция таможенных органов, к примеру, была полностью подтверждена в отношении иска общества с ограниченной ответственность "Медвежьегорский леспромхоз" к Петрозаводской таможне об оспаривании требования об уплате таможенных платежей по факту недостоверного декларирования лесоматериалов без учета коры.

Судом, в частности, установлено, что "указание лесхозом в ГТД объема окоренной древесины, тогда как поставляется древесина с корой, неправомерно, поскольку объем фактически отгруженного иностранному покупателю товара не совпадает с объемом, указанным в ГТД. Согласно Таможенному тарифу древесина необработанная с неудаленной корой является товаром, следовательно, таможенные платежи следует уплачивать, исходя из объема древесины с корой. Довод лесхоза о том, что кора не является товаром, несостоятелен, поскольку до соответствующей обработки древесина с корой является единым товаром, в связи с чем исключать кору из объема лесоматериалов при расчете таможенных платежей неправомерно. То обстоятельство, что кора не обладает качеством самой древесины, не имеет правового значения для определения ее таможенной стоимости. Хозяйственная ценность коры находится за пределами таможенного регулирования.

Следует признать несостоятельным довод лесхоза о том, что оплата товара в соответствии с условиями контрактов осуществляется за объем древесины без коры. Условия гражданско-правовых договоров между партнерами не влияют на публично-правовую обязанность лесхоза уплатить таможенные платежи полностью, исходя из объема фактически вывезенных лесоматериалов. Ссылка лесхоза на государственные и отраслевые стандарты не может быть принята во внимание, поскольку в сфере спорных правоотношений приоритет имеет таможенное законодательство".

Правовые пробелы

Четко и ясно в этом решении суда обоснована позиция таможенных органов. Но, к сожалению, не везде находятся компетентные юристы, способные разобраться в большом количестве разнообразных документов, регулирующих этот сегмент рынка. Мало того, их количество совсем не означает качество, в результате чего образовались определенные "пустоты" в правовом поле, которые позволяют лесоэкспортерам забрасывать суды исками и выигрывать дела.
Коммерсанты формируют общественное мнение в свою пользу, умело используя существующие противоречия и уходя от неудобных для себя вопросов. Как говорят некоторые эксперты, непонятно, почему кипят такие страсти вокруг этой проблемы: "с корой или без коры"? Ведь таможенники формально правы, а лесоэкспортерам надо не в СМИ обращаться, а в правительство идти с предложениями по этому поводу. Достаточно внести изменения в законы, и проблема будет снята.
Кроме того, эксперты утверждают, что ГОСТы, на которые ссылаются игроки этого рынка, разрабатывались в свое время заинтересованными лицами, а потому в них в большей степени учитываются отраслевые, а не государственные интересы. Когда пришло время наведения порядка и в этой сфере, то специалисты обнаружили в этих документах многочисленные нарушения, входящие в противоречие со многими законодательными актами.
Конечно, когда уже сложилась определенная многолетняя практика, к которой все привыкли, трудно признавать ее очевидные огрехи. Однако усиление контроля за экспортом лесоматериалов все равно рано или поздно обнаружило бы правовые "пустоты". Началось с таможни - последнего звена контроля при "уходе" товара за границу. Любопытно, что даже критикующие таможенников участники лесного рынка честно признают, что в России отсутствуют нормативные документы по стандартизации, в которых были бы установлены методы измерения объема круглых лесоматериалов с корой.
Законодательные пробелы выявляют и контролирующие органы. Можно, например, вспомнить, что в 2004 году Счетная палата проверила соблюдение порядка начисления и уплаты таможенных платежей при экспорте леса из Приморья. В информационном письме, направленном в ФТС России, в частности, было сказано, что "в ходе проверки установлено, что действующая законодательная и нормативная база по вопросам контроля за экспорт-импортными операциями участников внешнеэкономической деятельности несовершенна, отдельные положения законодательных актов усложняют работу по таможенному контролю оформляемых на экспорт лесоматериалов".
Решить весь комплекс вопросов, связанных с вывозом леса, таможенная служба в одиночку, конечно, не может. В интервью "Таможне" ( 15, 2004) начальник Главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС России Андрей Кудряшев резонно заметил, что не всегда виноват тот, кто крайний.
Надо сделать прозрачной всю цепочку от выдачи порубочных билетов до доставки леса на таможенное оформление, а не пытаться все огрехи исправлять только на таможне", считает он. С ним солидарен аудитор Счетной палаты Владимир Пансков, проводивший проверку. По его мнению, нарушениям способствует тот факт, что "между контролирующими opгaнaми отсутствует информационный обмен, позволяющий проследить движение леса и определение стоимостных, количественных и качественных оценок от его вырубки, заготовки и транспортировки до таможенного оформления и вывоза за пределы таможенной территории России. Это позволяет участникам внешнеэкономической деятельности фактически бесконтрольно вывозить за рубеж лес, в том числе неясного происхождения по заниженным ценам".

Как измерять

О том, что в России не все в порядке с методикой измерения круглых лесоматериалов признают, кажется, все ведомства, в той или иной степени имеющие отношение к данному рынку. По закону об обеспечении единства измерений, принятому еще в 1993 году, все измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Однако единой методики, стандартизующей процедуру измерения объема лесоматериалов, до сих пор не принято. Как пояснил заместитель начальника Правового управления ФТС России Алексей Константинов, сегодня декларант имеет право выбора методики выполнения измерений объема лесоматериалов по своему усмотрению с учетом требований действующего законодательства. Основой для начисления таможенной пошлины при использовании адвалорной ставки таможенной пошлины является таможенная стоимость товара.

Согласно постановлению правительства 1461 от 7 декабря 1996 года "О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации", их таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. To есть если условиями договора предусматривается оплата покупателем объема лесоматериалов без коры, а также при наличии условий и оснований для определения метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки в качестве основы для исчисления таможенных платежей, должна применяться стоимость товара, соответствующая оплачиваемому объему.

А вот для исчисления таможенной пошлины при использовании специфической ставки в качестве основы применяется количественная характеристика перемещаемых товаров. Поэтому в случае таможенного оформления неокоренных лесоматериалов заявлению таможенному органу подлежит объем лесоматериалов с корой, поскольку в таком виде товар перемещается через таможенную границу РФ. При этом факт оплаты неокоренных лесоматериалов из расчета кубических метров товара без учета коры не может влиять на определение объема перемещаемых и заявляемых к таможенному оформлению лесоматериалов. Поэтому в случае исчисления таможенной пошлины, исходя из специфической ставки, за основу должен приниматься объем фактически перемещенных лесоматериалов с учетом коры.

Ставка на новые методы

На втором российско-финском Лесном саммите в Хельсинки в 2004 году представители Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России признали, что для нормализации отношений в цепочке "поставщик покупатель российский валютно-экспортный контроль" необходима разработка правил приемки и совместного стандарта на методы измерения круглых лесоматериалов. В свою очередь, Минпромэнерго РФ в лице заместителя министра Ивана Матерова также признало необходимость уже в ближайшее время завершить процесс доработки методов измерения круглого леса.

Собственно, от того, как быстро и качественно выполнят свою работу государственные органы, наделенные правом технического регулирования, и зависит появление методики. Пока же на большинстве таможенных постов объемы экспортируемого леса измеряются геометрическим способом, то есть по старинке обыкновенной линейкой и на глазок. В той же Финляндии самым передовым способом поштучно каждое бревно, с применением новейших технологий. В результате чего, кстати, поставленный российским экспортером объем, как правило, получается меньше заявленного по контракту, а отсюда и валютная выручка меньше.

Но есть отдельные очаги прогресса и у нас. В зоне деятельности Иркутской таможни идет эксперимент, где с помощью новейшего австрийского оборудования маркируется каждое бревно. Для считывания штрих-кода таможеннику достаточно поднести к бирке специальный пистолет. Возможно, этот опыт распространится и на другие таможенные посты, через которые идет большой товарный поток лесоматериалов. Однако дело это крайне дорогостоящее, и надеяться, что именно так будет решена проблема контроля, не стоит.

Как организовать контроль

Свои предложения по усилению контроля за экспортом леса таможенная служба направляла в правительство еще в апреле 2003 года. Эти предложения обсуждались на разных уровнях, однако окончательного решения по большинству вопросов так и не было принято. Между тем многие проблемы не потеряли актуальности и сегодня. Эти обстоятельства были учтены в Минэкономразвития РФ при разработке новых предложений о реорганизации лесного экспорта. В частности, речь идет о подготовке перечня отдельных сортиментов круглого леса, в том числе бревен, пиловочника, балансов, для дальнейшего внесения изменений в систему российской таможенной классификации лесоматериалов. Обсуждаются предложения о переходе с адвалорных ставок на специфические в соответствии с сортиментом круглого леса, а также об установлении обязательного проведения экспертной оценки количества и качества вывозимых лесоматериалов. Ведется разработка нормативных актов, регламентирующих проведение сертификации древесины.

Еще одно направление работы -это последовательное снижение ставок вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины, а также на оборудование для деревообработки и поэтапное их увеличение на отдельные виды круглых лесоматериалов. Специалисты также считают, что нужно ускорить процесс гармонизации национальных и международных стандартов для обоснования ценообразования экспортируемых лесоматериалов.

Валентина Дудкова
Журнал Таможня 16 от 26.08.05