03.06.02

Конфликтовать или сотрудничать?

Конфликтовать или сотрудничать?

Предприниматели и таможенники имеют много претензий друг к другу. Как разрешаются возникшие споры? За кем остается последнее слово? На вопросы читателей ЭЖ отвечает первый заместитель председателя ГТК России, статс-секретарь Юрий АЗАРОВ.

Если физическое 1 или юридическое лицо считает, что по отношению к нему допущено самоуправство, как оно должно действовать?

- В законе четко все прописано, надо лишь изучить раздел 13 Таможенного кодекса. Каждое лицо имеет право обжаловать решения, связанные с действием или бездействием таможенных органов и должностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы.

Определены порядок и схема обжалования. Первоначальное обжалование - досудебное. Оно начинается с подачи жалобы и ее рассмотрения в вышестоящих таможенных инстанциях. Вторичное обжалование связано уже с судебным рассмотрением тех претензий, которые люди имеют к таможенным органам.

Может ли, как сейчас говорят, хозяйствующий субъект быть уверен в том, что в конечном счете его интересы будут защищены?

- Конечно, может. Таможенный кодекс предусматривает несколько вариантов такой защиты. В Кодексе детально расписано, куда нужно обращаться в случае обжалования наших решений, - это обращения в таможенные органы, органы прокуратуры и судебные.

Обращения к нам особенно важны для нас своей массовостью и возможностью оперативного вмешательства в случае, если кто-то из чиновников злоупотребил своими полномочиями. К нам обращаются с вопросами по поводу действия или бездействия таможенных органов и должностных лиц. В ТК РФ определен порядок обращения граждан и юридических лиц.

По каким вопросам чаще всего происходят конфликты с предпринимателями?

- Конфликты, а точнее, спорные ситуации, возможны на любой стадии таможенных процедур - от пересечения границы России, последующей за этим доставки товаров до их выпуска в свободное обращение.

Поэтому вопросы, поднимаемые в обращениях предпринимателей, касаются самых различных сфер таможенной деятельности, прежде всего производства таможенного оформления, уплаты платежей, применения таможенных режимов, привлечения к ответственности за правонарушения в таможенной сфере.

Немало жалоб относится к процедурным вопросам, выдачи, отзыва или аннулирования таможенными органами различных лицензий, например лицензий на учреждение складов временного хранения, на осуществление деятельности таможенного брокера.

Соблюдение законодательства обязательно для всех: и для лиц, перемещающих товары, и для таможенных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства. Нередки случаи нарушения законодательства и со стороны таможни, в связи с чем ГТК России зачастую приходится восстанавливать нарушенные права предпринимателей и устранять допущенные ошибки.

Приведу лишь один пример, который ярко показывает что восстановление нарушенных прав предпринимателя возможно, причем без помощи судебных органов.

Индивидуальный предприниматель, не согласившийся с решением таможни о размере таможенных платежей за перемещаемый товар, обжаловал это решение в региональное таможенное управление. Однако в связи с односторонностью и неполнотой рассмотрения жалобы оценка действиям должностных лиц таможни дана не была, а заявителю в удовлетворении жалобы отказано.

Ошибку вышестоящего таможенного органа - регионального таможенного управления - пришлось исправлять ГТК России. В ходе дополнительного изучения документов было установлено, что с предпринимателя требовали уплату таможенной пошлины за экспортируемый товар по ставкам, не вступившим в законную силу. В результате решение таможни было отменено как незаконное, а руководству регионального таможенного управления указано на допущенные нарушения при работе с жалобами.

Таможня необоснованно задержала товар, а он был скоропортящимся, будет ли предпринимателю возмещен причиненный ущерб?

- Да, участник ВЭД может потребовать возмещения ущерба. Кстати сказать, таможенные технологии всегда учитывают особенности работы со скоропортящимися грузами, поэтому подобное происходит достаточно редко.

В исключительных случаях, если это связано с нару шением таможенных правил или проверкой соблюдения налогового законодательства, таможня вправе реализовать скоропортящийся товар. Судьба денежных средств, вырученных от реализации этого товара, будет зависеть от результатов разбирательства: если задержание было необоснованным, то все эти средства будут в полном объеме возвращены предпринимателю.

Если в отношении предпринимателя все же допущены незаконные действия, на какой размер возмещения материального ущерба может рассчитывать хозяйствующий субъект?

- Размер причиненного ущерба должен быть документально подтвержден, а причины его возникновения должны находиться в прямой причинно-следственной связи с соответствующими решениями, действиями или бездействием таможенных органов или их сотрудников, которые будут признаны таковыми либо нашими ведомственными контрольными подразделениями, либо вступившим в законную силу решением судебных органов.

К сожалению, такие случаи имеют место, поэтому в качестве одной из основных мы видим задачу снижения для предпринимателей бремени затрат и возможного материального ущерба как на этапе таможенного оформления, так и в процессе осуществления таможенного контроля. Эти идеи нашли свое отражение и в проекте ТК РФ, который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Н. Палкина, корр. ЭЖ
22 май 2002 г.