27.04.10

Калининградскому заводу Автотор снова удалось отстоять свои права в суде

Калининградскому заводу Автотор снова удалось отстоять свои права в суде: иск на один миллиард рублей, поданный Федеральной таможенной службой (ФТС), удовлетворен не был.

Таможенники требовали от Автотора оплаты всех предусмотренных российским законодательством пошлин и налогов, так как, по их словам, производитель импортировал не комплектующие для автомобилей BMW, а несобранные готовые машины.

Разница в классификации ввозимых деталей для Автотора принципиальна. Завод, основанный в 1997 году и выпускающий 24 модели автомобилей четырех марок (BMW, Kia, Chevrolet, Opel), является резидентом Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области и пользуется привилегиями ее правового режима: не платит ввозные пошлины и большую часть налогов. Для этого по закону, регламентирую­щему деятельность ОЭЗ, продукция предприятия должна соответствовать «критериям достаточной переработки товаров». Согласно статье 24 (часть 2), «простые сборочные операции» этим критериям не соответствуют, а Автотор почти все модели собирает именно по «отверточному» циклу SKD, включая и мелкоузловую (MKD) сборку автомобилей BMW.

По мнению ФТС, этого было достаточно, чтобы требовать с производителя оплаты всех пошлин и налогов. Но юристы Автотора указали таможенникам на то, что в федеральном законе 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» в перечне операций по переработке товаров (статья 12) говорится об «изготовлении товаров, в том числе монтажом, сборкой и разборкой». К тому же товары считаются достаточно переработанными, если по окончании производственного процесса им присваиваются новые «классификационные коды». А все автомобили, собранные на Автоторе, получают российские VIN-номера. И, наконец, еще один критерий «достаточности» — более чем тридцатипроцентное изменение добавленной стоимости товара, что и происходит при сборке на Автоторе.

Интересно, что за последние годы таможенники подали против Автотора полсотни похожих исков на сумму 10 миллиардов рублей, израсходовав более 21 миллиона рублей на судебные издержки, — и до сих пор безрезультатно.

Но дамокловым мечом над всеми резидентами ОЭЗ висит последняя статья закона — о том, что порядок применения критериев достаточной переработки товаров определяется правительством России. Автотору, избежавшему подписания постановления №166 о промышленной сборке иномарок, рассчитывать на особое благоволение властей не приходится. Поэтому завод потихоньку строит отходные промсборочные пути: с 2008 года небольшим тиражом по полному циклу выпускается Chevrolet Lacetti, в конце нынешнего года компанию ему должны составить Opel Corsa и Zafira. А в 2011 году, по планам Автотора, доля автомобилей, выпускаемых со сваркой и окраской кузовов, перевесит количество «отверточных» машин: 42 тысячи против 37 тысяч.

Авто-ревю