27.12.21

Каким был 2021 год для рынка грузовых авиаперевозок

В 2020 году сегмент авиаотправок был одним из наиболее пострадавших от пандемии COVID-19. Закрытие воздушного сообщения привело к массовым отменам рейсов и росту ставок фрахта. О том, как развивалась ситуация на рынке в текущем году, рассказала начальник отдела авиаперевозок логистической компании «ДАКСЕР»Наталия Шувалова.

Настроения представителей отрасли грузовых авиаперевозок в первые месяцы 2021 года были довольно оптимистичны ― по недоступным ранее маршрутам снова начали курсировать самолеты, число рейсов выросло. Все эти признаки сигнализировали о стабилизации ситуации на рынке. Однако уже весной стало понятно, что от последствий пандемии оправились и другие сферы производства и услуг. Наблюдался бурный всплеск спроса на авиаотправки, а в апреле 2021 года тарифы так и не снизились до уровня, характерного для «низкого» сезона.

К сентябрю мест на судах для вывоза товаров из КНР практически не было. Тяжелую ситуацию не смогло решить и открытие большого количества чартеров на постоянной основе. В начале осени тарифы уже были примерно равны значениям «высокого» сезона. Транзитное время выросло, свободного самолета приходилось ждать до 5-7 суток, а в ноябре ― до 6-8.

К середине декабря на некоторых маршрутах все места на рейсах по стандартным тарифам были реализованы до конца года, а оставшиеся предлагалось купить по тройной цене. Многие грузовладельцы сочли перевозки по такой стоимости слишком рискованными и перенесли их на январь 2022-го, но некоторым пришлось соглашаться на условия авиакомпаний и платить высокую цену, поскольку отправку нужно было осуществить до Нового года. С обработкой грузов на терминалах в аэропорту Шереметьево тоже наблюдались трудности. На некоторых рейсах выдача грузов происходила с опозданием в несколько дней ― это признак существенного роста грузооборота в 2021 году.

Ситуацию на 2022 год спрогнозировать трудно ― многое будет зависеть от развития пандемии, но говорить о падении объемов отгрузок пока преждевременно.