26.01.21

Каким будет председательство Казахстана в ЕАЭС

Как известно, во многих межгосударственных объединениях председательство участвующих в них стран меняется ежегодно. Не исключение и Евразийский экономический союз. В наступившем 2021 году роль председателя в ЕАЭС принимает на себя Казахстан. Попробуем разобраться в том, каким видит это председательство руководство РК.

Друг или враг Россия Казахстану?

Начало председательства Казахстана совпало с парламентскими выборами в стране. Именно поэтому никто из его руководителей не спешил с заявлениями о своих планах на период, пока они будут возглавлять Союз. Увы, основания для осторожности существовали.

Дело в том, что одним из «побочных эффектов» демократии является «волнообразный характер» политической активности. Как утверждают острословы, никогда так много не врут, как после охоты, во время войны и перед выборами. Но, помимо предвыборных обещаний, многие из которых даже не собираются исполнять кандидаты, избирательная кампания характерна раздуванием политических скандалов, призванных опорочить соперников и выставить себя в наиболее выгодном свете. Особенностью же только что закончившейся в Казахстане кампании стало «назначение» внешним врагом России: в общем-то, безобидное упоминание на ток-шоу одним из депутатов Госдумы факта передачи Казахстану территорий, принадлежавших в свое время РСФСР, раздули до уровня межгосударственного скандала. В дело вмешался даже МИД РК, расценивший слова депутата Вячеслава Никонова как «территориальные претензии», хотя тот пояснил, что никаких претензий по данному факту не имел в виду.

Но казахстанские политики прекрасно помнят, что лучшим способом консолидации населения является наличие внешнего врага. Именно поэтому предвыборная кампания в парламент Казахстана прошла под знаком искусственно подогреваемой антироссийской истерии. Причём не только со стороны оппозиционных сил, и без того не жалующих «северного соседа» и требующих не только выхода РК из ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, но и полного разрыва как военного, так и политического и даже экономического сотрудничества с Российской Федерацией. Призывами сменить вектор сотрудничества с РФ и ЕАЭС на Евросоюз и США не брезговали как политические силы, позиционировавшие себя в качестве союзника правящей партии «Нур Отан», так и сами её члены.

«Россия виновата в разрушении экономических связей, чем обрушила национальные экономики постсоветских государств», «для России важнее «дальнее» зарубежье», «Россия объедает Казахстан тем, что у РК отрицательное сальдо внешнеторгового баланса с РФ» и «Россия уже даже не региональная держава» – вот далеко не полные тезисы лишь одного материала, опубликованного одним из проправительственных казахстанских ресурсов. Зато Европа – «Верный кормилец и солидный инвестор», а США собираются использовать казахстанскую «нефтянку» «как плацдарм для конкуренции с Россией за европейский рынок энергоресурсов» и «Казахстану нужно быть готовым к предстоящим переменам в этой политике, нацеливаясь на всемерное расширение сотрудничества со своими ключевыми североамериканскими партнёрами».

Разумеется, можно было бы не обращать внимания на подобные заявления, сделанные не самым популярным сайтом, если бы не маленький нюанс: достаточно пролистать материалы, публикуемые им, чтобы понять, что его направленность – пропаганда именно шагов правительства Казахстана. И если звучат подобные заявления, то соответствующая санкция со стороны «Акорды» на них получена.

Токаев – за ЕАЭС

То, что предвыборные страсти, во время которых кандидатами в члены парламента и их партиями дружно нагнеталась «нелюбовь» к России, не прошли бесследно, следует и из первых заявлений руководителей страны. Перед самым голосованием президент Касым-Жомарт Токаев, только-только возглавивший ЕАЭС, принял министра торговли и интеграции Бахыта Султанова. И хотя темой встречи главы государства с членом правительства была тема расширения внешней и внутренней торговли, обсуждалось и расширение географии рынков сбыта казахстанской продукции, а также повышения её конкурентоспособности. При сохранении положительной динамики роста доли несырьевого экспорта отмечались и определённые негативные тенденции. При этом Токаев поручил уделить особое внимание развитию евразийской интеграции, устранению торговых барьеров и обеспечению свободы перемещения товаров и услуг, условий для насыщения рынка казахстанской продукцией, а также «ускорить создание национальной товаропроводящей системы». «Система должна стать основой Евразийской товаропроводящей сети, состоящей из сети оптово-распределительных центров в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и России», – как пояснили в Акорде.

По результатам выборов, в ходе которых правящая «Нур Отан» хоть и потеряла более 11% поддержки, но с результатом 71% сохранила лидерство в мажилисе, глава казахстанского государства определился с направлениями казахстанской политики на «евразийском фронте». Из обращения К.-Ж. Токаева к лидерам стран Союза стали известны приоритеты председательства Республики Казахстан в ЕАЭС. Главной целью этого периода он назвал повышение эффективности управления в Евразийском союзе. В целом президент РК отметил, что ЕАЭС за пять лет существования доказал свою привлекательность даже на фоне международной турбулентности. «В таких условиях мы, как Союз, должны ориентироваться на долгосрочные приоритеты: сохранение устойчивости экономических и социальных систем, повышение благосостояния граждан и обеспечение прогресса ЕАЭС и его государств-членов», – заявил Токаев.

Он считает, что Союзу необходимо сконцентрироваться на пяти вопросах: промышленном сотрудничестве, справедливой взаимной торговле, евразийских транзитных маршрутах, цифровизации и диалоге с ЕС. По его мнению, нашему Союзу необходимо создание совместных предприятий в промышленности, агропромышленном секторе и в сфере услуг. Требуется также наполнить новым содержанием «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС» и продолжить устранение имеющихся барьеров во взаимной торговле между странами-участницами ЕАЭС.

Не оспаривает президент РК и необходимости задействовать потенциал трансграничных транспортных артерий и логистических хабов, таких как «Хоргосский узел» на границе Казахстана и Китая, а также Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия» на казахстанско-узбекистанской границе. Он считает важным и ускорение цифровизации экономики Союза: «В первоочередном порядке применение современных IT-решений следует расширить в таможенном регулировании, налоговом администрировании, ветеринарном надзоре и других отраслях, напрямую влияющих на свободу перемещения товаров и услуг».

Новая метла по-новому метёт

Самой громкой новеллой лидера РК стало предложение о переходе на новый принцип отбора кандидатов в кадровый состав Евразийской экономической комиссии. По его мнению, ЕЭК должна формироваться без жёсткой привязки к долевому участию государств в финансировании комиссии, на основе принципов меритократии – с учётом деловых качеств и профессионализма. И лишь такой подход позволит настроить слаженную и эффективную работу аппарата ЕЭК, чтобы он успешно выполнил все выдвинутые президентом Казахстана инициативы.

Чем чреват такой подход для стабильности ЕАЭС, представить нетрудно: вряд ли жители РК останутся довольны, если при наличии более профессиональных кадров от других стран в составе ЕЭК не окажется ни одного представителя Казахстана. Ну а уж если места казахстанских кандидатов в состав комиссии чисто по профессиональным качествам займут россияне, то и до новой кампании под лозунгом «Россия возрождает имперские амбиции, угнетая Казахстан посредством ЕАЭС» недалеко.

Вторая утопическая мечта – нормализация отношений ЕАЭС с Евросоюзом путём активизации и систематизации работы по установлению диалога с руководящими органами ЕС. «Сотрудничество с Европейской комиссией и иными органами Евросоюза должно быть равноправным, взаимовыгодным и прагматичным. Аналогичный системный диалог следует выстроить и с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)», – заявил Токаев.

Как говорится, его бы слова – да Богу в уши. Да вот только именно Еврокомиссия и Евросоюз являются проводниками всех антироссийских действий в Европе, предпринимаемых по инициативе США, которые даже не скрывают своей цели ослабления России всеми возможными способами. В том числе путём развала изнутри всех межгосударственных объединений, в которых РФ является если не ведущим, то одним из ключевых игроков. А для этого не брезгуют раздуванием противоречий между членами данных объединений, среди которых главным является ЕАЭС.

Разумеется, объясним интерес Акорды к особым отношениям с «верным кормильцем и солидным инвестором» в лице ЕС: не Россия и не Китай (и уж тем более не Белоруссия, Армения и Кыргызстан) являются самыми крупными инвесторами в казахстанскую экономику, а Нидерланды. И европейские страны – главными покупателями производимой Казахстаном сырьевой продукции, поскольку страны ЕАЭС по большей части ориентированы на казахстанскую продукцию более высокой степени переработки, но в силу пока ещё слабой производственной базы РК данная продукция играет меньшую роль в казахстанском экспорте.

Указанные инициативы президента Казахстана вполне можно было бы списать на то, что в своей должности он пробыл всего полтора года. Но его послужной список – а Токаев занимал должности и главы правительства, и министра иностранных дел – позволяет утверждать, что он прекрасно разбирается во всех подводных течениях международной политики. А раз так, то не являются ли прозападные инициативы вроде «европейского вектора Казахстана» и курса на «всемерное расширение сотрудничества с США» в качестве «плацдарма для конкуренции с Россией за европейский рынок энергоресурсов» вполне осознанным выбором руководства РК, учуявшего настроения избирателей, «накачанных» развёрнутой в ходе избирательной кампании истерией?

Ритм Евразии