13.12.23

Как застраховать груз и не остаться с долгом

Страхование грузов – уже ставшая привычной услуга для грузовладельцев, которые не хотят потерять свои товары, но для многих участников логистического бизнеса сама процедура, ее возможности и риски зачастую достаточно туманны. О ситуациях, которые могут происходить, на дискуссии «Логистика и качество услуг: диверсификация бизнес-процессов» XXI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», организованной РЖД-Партнером, рассказала управляющий директор АО «Д2 Страхование» Ирина Сартакова.

В логистике грузы могут быть застрахованы как имущественный объект – по генеральным договорам страхования, разовым полисам и отправкам. Также можно подходить к вопросу страхования с позиции ответственности логиста – оформить договор страхования перевозчика и/или экспедитора. Цель в итоге одна – компенсация имущественного ущерба владельцу и собственнику груза при наступлении непредвиденных ситуаций.

«Принципиально эти два вида страхования отличаются подходами, их можно применять в комплексе и отдельно, в зависимости от потребностей страхователя. Мы все на рынке логистики делимся на три группы: страховые компании, логисты и грузовладельцы/грузоотправители. В случае, когда груз застрахован грузовладельцем, может произойти следующая цепочка событий: после наступления страхового события грузовладелец обращается в страховую компанию (СК). СК компенсирует ущерб грузовладельцу и «превращается» из страховой компании в «следственный комитет», запуская процесс взыскания суброгации с виновника страхового события. В этой ситуации логист оказывается в зоне риска, так как несет полную ответственность за сохранность груза в процессе перевозки», – рассказала И. Сартакова.

По ее словам, в договорном праве есть возможность бороться с этим «на берегу» – исключать возможность применения суброгации к тому или иному логисту в особых условиях договора. Однако страховой рынок РФ иногда полон сюрпризов. Так, в судебной практике существуют прецеденты, когда в день наступления страхового случая возможность применения суброгации «появлялась» в договоре путем подписания дополнительного соглашения.

«Когда грузовладелец с СК подписывает договор, логист не является стороной договора, таким образом исключается возможность контролировать его условия», – добавляет эксперт.

Если же груз застрахован логистом, при аналогичной цепочке событий суброгации быть не может, поскольку оплату страховой премии произвел непосредственно логист. Но в этой ситуации может случиться, что груз, застрахованный логистом, также застрахован и грузовладельцем. Возникает «двойное» страхование, запрещенное законодательством РФ, и в этом случае обе страховые компании компенсируют грузовладельцу ущерб согласно своей доле ответственности. СК грузовладельца в этом случае имеет право обратиться к логисту с суброгационными требованиями.

По словам И. Сартаковой, выход из этих ситуаций имеется в виде комплексных решений для логистического бизнеса, связанных с симбиозом страхования ответственности и страхования грузов.

«Важно понимать и глубоко разбираться в том, что вы покупаете, когда платите за страховку. Профессиональный страховщик всегда сможет оказать консультативную помощь и помочь разобраться во всех тонкостях договора страхования», – резюмировала эксперт.

РЖД-Партнер