22.02.05

Как защитить информацию

В интернет-конференции, которую провел в РБК руководитель Главного управления информационных технологий (ГУИТ) ФТС России Леонид Ухлинов, приняли участие почти 30 тысяч пользователей. Их интересовали новые информационные технологии, применяемые таможенной службой, а также возможности по защите конфиденциальной информации, которой, по роду своей деятельности, обладает ФТС.

По словам Леонида Ухлинова, хотя ФТС и не является специальной службой по созданию информационных технологий, тем не менее, развитие этого направления является одним из главных приоритетов в ее работе. Он напомнил, что в 2004 году началось освоение займа в объеме 140 миллионов долларов, выделенного Всемирным банком для реализации программы модернизации информационной системы ФТС. В рамках этой программы уже поступило 12 тысяч комплектов вычислительной техники, в том числе 215 серверов и более 3 тысяч единиц периферийного оборудования, что позволит практически полностью заменить устаревшую технику. Совместно с IBM начата подготовка системы, которая должна заработать к окончанию освоения займа - в 2008 году.

Эксперимент по электронному декларированию начался в 2002 году, но только в прошлом году, когда вступил в силу новый Таможенный кодекс, эта безбумажная технология оформления товаров и транспортных средств получила правовую базу.

В настоящее время ФТС располагает семью региональными вычислительными центрами, в том числе и в Москве. Все они, как и более 150 таможен, связаны в единую сеть, работающую в круглосуточном режиме. По признанию зарубежных специалистов, база данных ФТС России является крупнейшей в Европе, и, безусловно, таможенная служба понимает всю важность защиты этой информации. Однако, по признанию Леонида Ухлинова, незаконное появление в продаже на рынке информационной базы ФТС - это, в большей степени, комплексная проблема. По его словам, согласно законодательству, таможенная служба предоставляет полную информацию в 19 министерств и ведомств. Если еще четыре года назад открыто продавалась 100-процентная база данных, то сейчас - это не более 40 процентов, что позволяет сделать вывод о том, что информация собирается из разных источников. Люди, занимающиеся сбором информации в ФТС, по словам Леонида Ухлинова, были выявлены и уволены.

Компьютерная грамотность сотрудников - это также одна из задач службы. Обучаются не только рядовые сотрудники, введено тестирование и для руководителей. К примеру, руководство центрального аппарата ФТС в режиме on-line может видеть, как работают инспекторы на местах и при необходимости даже вмешаться в процесс оформления груза. Доступна также вся таможенная статистика. Поэтому большинство руководителей центрального аппарата, сказал Леонид Ухлинов, начинают свой рабочий день с включения компьютера.

В 2004 году был введен единый портал и для всего центрального аппарата ФТС, что значительно облегчило работу службы, поскольку получение информации между отделами не требует теперь выведения ее на бумажные носители. Любой работник может получить необходимую информацию, зайдя в соответствующий раздел портала. Портальные технологии дают большие возможности, поэтому, сказал Леонид Ухлинов, ФТС намерена развивать этот внутренний ресурс и для использования в региональных управлениях. Что же касается Интернета, то, по словам главы ГУИТ, информационная система ФТС не является интегрированной во всемирную паутину, хотя в Интернете и существует официальный сайт службы. Ежедневно его посещает не менее 1000 пользователей.

"Виртуальная таможня" по материалам журнала "Таможня" 3 от 08.02.05