Иномаркам въезд заказан
Импорт легковых автомобилей в Россию снизился в январе--феврале на 50%
Темп снижения импорта легковых автомобилей в Россию не меняется. За первые два месяца 2010-го по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом ввоз легковых автомобилей из дальнего зарубежья в Россию сократился на 50,2%, до 41,2 тыс. штук, грузовых -- на 35,1%, до 2,7 тыс. машин, сообщили вчера в Федеральной таможенной службе (ФТС). Аналогичную картину можно было увидеть и в январе: импорт снизился в два раза, до 17,21 тыс. автомобилей. Основные поставки шли из Японии (5,43 тыс. единиц) и стран ЕС (3,78 тыс.). В прошлом кризисном году импорт легковых автомобилей снизился на 73,9%, до 521 тыс., а российский экспорт -- на 68,5%, до 41,68 тыс. единиц. В текущем году, как отмечают эксперты, ввоз автомобилей сократится в основном из-за повышения Россией импортных пошлин.
По данным ФТС, в январе--феврале этого года из стран СНГ в Россию импортировано 6,7 тыс. единиц легкового автотранспорта. Всего за этот период ввезено 47,9 тыс. легковых и 2,7 тыс. грузовых автомобилей на сумму 814,2 и 78,3 млн долл. соответственно. Российский экспорт был ничтожным -- 3,7 тыс. легковых машин (на 24,7 млн долл.) и 900 грузовых (на 39,5 млн долл.), в том числе в страны СНГ отправлено 3,6 тыс. «легковушек» на 22,3 млн долл. и 600 штук грузовиков на сумму 9 млн долларов.
Как известно, в январе 2009 года Россия повысила пошлины на импорт новых и подержанных автомобилей. Пошлины на легковые машины со сроком эксплуатации от года до пяти лет выросли в среднем с 25 до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя). Кроме того, в категорию подержанных попали не семилетние, а пятилетние «легковушки».
Но уже в марте Минэкономразвития предложило правительству снизить импортные пошлины на новые автомобили с 30 до 25%. Против данной инициативы выступил Минпромторг, заявив, что уменьшение пошлин не предусмотрено концепцией развития автопрома до 2020 года. В Минпромторге считают, что сохранение действующих таможенных ставок на импорт автомобилей на ближайшие несколько лет -- необходимое условие появления в России полноценного автопрома с участием глобальных игроков. Вернуться к идее снижения пошлин, в том числе на новые машины, можно будет не раньше 2015 года, считают в Минпромторге.
Впрочем, нет единой точки зрения и в Минэкономразвития. Так, отвечающий за внешнеэкономическую деятельность замглавы ведомства Андрей Слепнев инициировал рассмотрение этого вопроса на уровне правительства, а Андрей Клепач, другой заместитель Эльвиры Набиулиной, заявлял журналистам, что снижение пошлин на новые легковушки нецелесообразно.
В конце марта начальник департамента регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития Алексей Лихачев сказал, что министерства в течение месяца согласуют мнения по поводу снижения пошлин на новые автомобили. «Окончательного решения пока не принято. Вопрос отправлен на доработку, и мы, и Минпромторг должны вынести окончательное предложение, но у нас разные позиции»,-- заявил он.
Пока же самым продуктивным для автомобильной отрасли можно назвать 2008 год. Впрочем, согласно прогнозам партнера PricewaterhouseCoopers Стенли Рута российский рынок вернется к уровню 2008-го только через пять лет, когда продажи достигнут примерно 2,8 млн автомобилей. «Мы не ожидаем в ближайшем будущем быстрого восстановления рынка, поскольку запасы, продававшиеся с большими скидками, значительно снизились, безработица остается высокой, а уверенность потребителей -- низкой», -- отметил эксперт.
Время новостей; 08.04.10