24.04.15

Грузовые надежды по-приморски

Международный аэропорт Владивостока (Кневичи), конкурс по продаже которого недавно выиграл консорциум с участием группы "Базэл", продолжает активизировать деятельность по привлечению грузов.

Что в наличии?

По итогам прошлого года Владивосток по-прежнему входит в ведущую пятерку грузовых воздушных гаваней России. В это число по объемам перевозимых грузов и почты Кневичи вошли еще в 2010 г.

В 2014 г. грузовой трафик в аэропорту Владивостока снизился на 6%, до 31,5 тыс. т, но из-за того что расположенный в 600 км от него аэропорт Хабаровска практически не увеличил этот показатель — 30,9 тыс. т (рост к 2013 г. на 3%), Кневичи сохранили свою лидирующую позицию среди немосковских аэропортов.

В настоящее время в аэропорту Владивостока функционируют два, по сути, независимых грузовых терминала. 20 лет назад, в октябре 1995 г., на структурной и производственной базе отдела грузовых перевозок ОАО "Владивосток Авиа" было образовано ООО "Аэро-Груз". Согласно списку аффилированных к закрытой авиакомпании лиц, от 31 марта 2015 г., грузовому оператору по-прежнему принадлежало около 27% акций некогда ведущего в регионе авиаперевозчика.

Под управлением компании "Аэро-Груз" находится так называемый старый грузовой терминал. С учетом максимальной возможности обслуживать чуть более 50 тыс. т ежегодно он скоро достигнет своего предела. В 2014 г. "Аэро-Груз" обслужил 30,2 тыс. т (почти 96% всего грузопотока аэропорта). В Кневичах ATO.ru сообщили, что старый терминал "эксплуатируется на полную мощность": "Есть небольшая возможность нарастить объемы. Но он находится в старой удаленной от нового перрона инфраструктуре, что также накладывает ограничения". Впрочем, по данным аэропорта, "Аэро-Груз" планирует оставаться на рынке.

В июне 2014 г., согласно информации Росавиации, в аэропорту Владивостока был введен в эксплуатацию новый грузовой терминал. Его строительство началось еще в преддверии саммита АТЭС-2012, благодаря проведению которого Кневичи были радикально модернизированы. Новый грузовой терминал был возведен в интересах акционеров как хабаровского, так и владивостокского аэропорта.

Летом 2012 г. Константин Басюк, президент управляющей компании "Комакс" (оператор аэропорта Хабаровска) и один из акционеров ОАО "Международный аэропорт Владивосток" (управляет Кневичами), в частности, говорил: "В рамках развития владивостокского аэропорта, по договоренности с его основным акционером — ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", мы занимаемся строительством нового грузового терминала. В его проектировании участвовали такие крупные немецкие компании, как Hochtief и Lufthansa Consulting. Компания Lufthansa Consulting помогает нам с запуском данного терминала, приобретением оборудования, обучением персонала, построением современных систем обслуживания грузов. С точки зрения технологий это будет самый передовой карго-терминал в России". По данным открытых источников, на строительство нового терминала было потрачено около 15,5 млн долл.

В 2014 г. новый грузовой терминал в Кневичах, находящийся под управлением ООО "Карго-Владивосток", успел обслужить 1,5 тыс. т (4% всего грузопотока аэропорта) при годовых возможностях около 100 тыс. т. В ходе его посещения прошлой осенью руководитель Росавиации Александр Нерадько, в частности, отметил, что огромный потенциал роста пассажирских и грузовых перевозок аэропорта был заложен еще в 2012 г., при реконструкции и строительстве объектов авиатранспортной инфраструктуры накануне саммита АТЭС. Сейчас, по его словам, у аэропорта существуют отличные возможности дальнейшего развития, привлечения новых компаний и расширения маршрутной сети как на внутренних, так и на международных направлениях.

Навстречу Boeing 747-8F

Одной из первоочередных задач, которую в ближайшее время намерены успешно решить службы аэропорта Владивостока, стало получение допуска к приему грузовых самолетов Boeing 747-8F.

Допуск (внесение записи в свидетельство о государственной регистрации аэродрома) воздушной гавани к приему этих самолетов будет получен от Росавиации на основании положительных выводов акта готовности аэропорта к приему ВС Boeing 747-8F.

Подготовительная работа по получению необходимого допуска в аэропорту Владивостока была начата в 2013 г. с визита представителей Boeing и авиакомпании AirBridgeCargo. Российский грузовой авиаперевозчик — единственный эксплуатант грузовых Boeing 747 и Boeing 747-8F в нашей стране.

Оператор Кневичей отмечает, что не инвестировал в дополнительные работы, направленные на получение допуска: "Персонал служб аварийно-спасательного обеспечения, департамента авиационной безопасности, центровки, наземного обслуживания ВС был обучен бесплатно в рамках партнерских отношений с AirBridgeCargo".

Аэропорту не пришлось тратиться и на оборудование для приема Boeing 747-8F. "Закупки оборудования производились в рамках подготовки Владивостока к обеспечению саммита АТЭС-2012. Особое оборудование для модификации 8F по сравнению с предыдущими не требуется", — рассказали ATO.ru в воздушной гавани. После получения допуска специалисты владивостокского аэропорта смогут на постоянной основе принимать и выпускать ВС этого типа, заниматься заправкой их водой и топливом, открыванием-закрыванием люков, буксировкой и перебуксировкой.

Специалисты аэропорта Владивостока подчеркивают, что Boeing 747-8F, будучи грузоподъемнее и длиннее предыдущих моделей, требователен к качеству аэропортовой инфраструктуры. Кроме того, размах крыла модификации 8F по сравнению с Boeing 747 предыдущих моделей больше на 9 м. Соответственно, места стоянок должны вмещать ВС с таким размахом крыльев.

"В ходе визита производился замер коэффициент ровности ВПП. Особенно специалиста Boeing интересовала зона приземления, так как именно в этом месте шасси лайнеров испытывают максимальные перегрузки. Самой "неприятной" считается волна с определенным расстоянием между гребнями, из-за которой шасси со сдвоенной или строенной (как у Boeing 777ER) кареткой испытывают избыточную перегрузку и требуют более частого обслуживания", — рассказали в аэропорту Владивостока. По словам представителей воздушной гавани, компания Boeing выпускает бюллетени для эксплуатантов, в которых указывается, при полетах в какие аэропорты необходимо чаще проводить обслуживание (контроль) состояния шасси. "Аэропорт Владивосток не накладывает ограничений. Коэффициент ровности равен 4,7 (из 5)", — подчеркивают в Кневичах.

Допуск к приему грузовых самолетов Boeing 747-8F понадобился Владивостокскому аэропорту в том числе потому, что "у компании Boeing имеется внушительный пакет заказов на данный тип ВС, так что постепенно новая модель будет вытеснять предыдущие модификации". Кроме того, Boeing 747-8F помимо AirBridgeCargo эксплуатируют другие ведущие мировые грузовые авиаперевозчики, такие как Cargolux, Nippon Cargo Airlines, Lufthansa Cargo и Cathay Pacific Cargo.

Отметим, что во Владивосток успешно летают пассажирские самолеты Boeing 747 авиакомпании "Трансаэро" (из Москвы) и Korean Air (из Сеула). Также в Кневичах совершают технические посадки грузовые Boeing 747-400F.

"С новейшей же грузовой модификацией мы впервые познакомились в конце 2014 г., когда авиакомпания AirBridgeCargo четырьмя беспосадочными чартерными рейсами из Голландии во Владивосток доставила 600 коров особой молочной породы. Для перевозки стельных коров было критичным совершение именно беспосадочного перелета, который стал возможен благодаря Boeing 747-8F", — вспоминают в Кневичах. Тогда Росавиация выдала разовое разрешение на выполнение этих рейсов, поскольку аэропорт по своим характеристикам пригоден к приему любых типов ВС.

За последнюю пятилетку аэропорт Владивостока увеличил количество обслуженных вылетов Boeing 747 любого назначения в 23 раза — с шести ВС в 2010 г. до 139 машин по итогам 2014 г.

С оформлением допуска на прием Boeing 747-8F, а также готовностью грузового терминала "Карго-Владивосток", аэропорт связывает большие ожидания по развитию грузовых перевозок. Пока же львиная доля грузового трафика Кневичей перевозится в багажниках пассажирских самолетов, выполняющих регулярные рейсы. В прошлом году Кневичи обслужили около 20 чисто грузовых рейсов. Их выполнили авиакомпании "Волга-Днепр" (Ил-76 и Ан-124), AirBridgeCargo, "Авиакон Цитотранс" (Ил-76), 224-й летный отряд (Ил-76 и Ан-124), "Трансаэро" (Ту-204С), "КрасАвиа" (Ан-32) и "Космос" (Ан-12).

По итогам 2015 г. владивостокский аэропорт ожидает грузопоток в пределах показателя прошлого года. Но в перспективе в связи с ожидаемой активностью в рамках свободного порта Владивосток и так называемых территорий опережающего развития (особые экономические зоны, обеспечивающие процесс притока инвестиций в первую очередь из-за рубежа) здесь ожидают роста грузового трафика.

Порто-франко

4 декабря 2014 г. в ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил предоставить городу Владивостоку "статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом". Ожидается, что соответствующий законопроект будет скоро внесен на рассмотрение в Госдуму. С большой долей вероятности в состав свободного порта Владивосток войдет и аэропорт Кневичи. За это ратует как сама воздушная гавань, так и операторы ее грузовых терминалов.

Так, в начале февраля этого года гендиректор ООО "Аэро-Груз" Анатолий Сытник в ходе одного из профильных круглых столов отмечал: "Перевозки грузов по схеме "порт Восточный (находится в г. Находка. — Прим. ATO.ru) — аэропорт Владивостока — европейский город" очень интересны как европейцам, так и нам. Наши авиакомпании уже обладают воздушными судами, которые могут перевозить грузы в любой европейский город в беспосадочном режиме. Авиаперевозки через аэропорт Владивостока в статусе свободного порта будут очень привлекательны для европейцев за счет снижения тарифов на 40–50%".

По словам Сытника, большое количество строящихся логистических комплексов поблизости от аэропорта и активное развитие приморских портов открывают для Кневичей большие перспективы, но для этого воздушная гавань должна стать территорией свободного порта Владивосток.

В самом аэропорту Владивостока говорят, что в перспективе с учетом реализации свободного порта Владивосток, который создаст предпосылки для наращивания грузовых потоков, потребуется снятие ограничений по седьмой свободе воздуха, и в этом случае иностранные грузовые авиакомпании смогут базироваться во Владивостоке для выполнения международных грузовых авиаперевозок.

В ноябре 2011 г. Минтранс принял тогда беспрецедентное решение для России о снятии ограничений на полеты иностранных авиакомпаний в международный аэропорт Владивостока, включая полеты по пятой свободе воздуха между Владивостоком и пунктами на территории третьих стран.

"Снятие ограничений по аэропорту Владивосток в рамках проекта открытого небо пока не коснулось грузовых рейсов. С момента снятия ограничений на авиаперевозки между Владивостоком и южнокорейскими аэропортами в 2012 г. количество рейсов на пассажирских линиях Сеул—Владивосток, Пусан—Владивосток увеличилось почти в два раза, что позволило увеличить провозную емкость также и для грузов, перевозимых пассажирскими рейсами", — подчеркивают в Кневичах.

В воздушной гавани Владивостока полагают, что географическое расположение аэропорта в регионе создает предпосылки для посадок во Владивостоке воздушных судов следующих из Юго-Восточной и Центральной Азии в направлении западного побережья североамериканского континента.

При этом для привлечения новых грузовых рейсов оператор Кневичей уже сейчас предлагает авиаперевозчикам программы поощрения, предусматривающие существенные преференции, как для коммерческих, так и для технических посадок во Владивостоке.

"Правда, программы для поощрения для грузовых авиакомпаний были введены относительно недавно и пока авиакомпании ими не успели воспользоваться. Однако в отношении пассажирских рейсов программы поощрения в аэропорту Владивосток регулярно применяются и благодаря им открываются и активно развиваются внутренние и международные пассажирские рейсы. Например, в 2013 г. в рамках соответствующих программ были запущены новые рейсы в Сайпан, Муданьцзян, увеличена частота на Новосибирск, Петропавловск-Камчатский, Благовещенск, Сеул, Токио, Гонконг и др.", — констатировали в Кневичах.

Также в аэропорту отмечают, что в случае использования авиакомпаниями при полете во Владивосток новейших типов широкофюзеляжных ВС, например Boeing 747-8F, воздушная гавань готова предоставлять дополнительные бонусы. В частности, в случае заключения с аэропортом маркетингового соглашения с таких авиакомпаний не взимается сбор за стоянку.

Отметим, что с ростом грузопотока Кневичи готовы модернизировать свои сервисы. Так, отвечая на вопрос ATO.ru о внедрении в аэропорту стандарта e-freight, в воздушной гавани сказали следующее: "Возможность введения технологии рассматривалась еще в 2013 г., но отсутствие достаточного количества чисто грузового трафика делает внедрение нецелесообразным. К внедрению e-freight аэропорт приступит сразу же, как появится стабильный грузовой поток".

Авиатранспортное обозрение