04.08.14

Груз должен быть доставлен

Предстоящий в 2018 году чемпионат мира по футболу предвещает масштабные изменения транспортной сети в Нижегородской области. Об этом и вообще о перспективах развития сферы транспорта и логистики региона как основного транспортного узла Поволжского федерального округа шло обсуждение на заседании «круглого стола» газеты «Известия», который состоялся недавно в ГК «Сова» в Нижнем Новгороде.

В заседании «круглого стола» приняли участие: Николай Мамонов, заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, Евгений Крайнов, председатель общественного комитета по транспорту и экспедированию ТПП Нижегородской области, Ия Нефедова, заместитель начальника Горьковского ТЦФТО РЖД, Виталий Лебедев, генеральный директор компании «Совфрахт-НН», Лада Седова, директор представительства «Альбакор Шиппинг», и Александр Корнышов, и.о. директора нижегородского филиала «ПГК».

Метро развивается

Всего два года назад главной новостью Нижнего Новгорода было открытие станции метро «Горьковская», а в этом году власти города уже заявили о строительстве новой станции нижегородского метрополитена «Стрелка». К ней будет проложен переход длиной 3,1 км, строительство которого начнется в сентябре текущего года. По словам Николая Мамонова заместителя министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, на эти цели из бюджета всех уровней выделят более 13 млрд рублей. С открытием станции «Стрелка» пассажиропоток нижегородской подземки увеличится на 25%.

В аэропорту Стригино также ожидается нововведение - реконструкция взлетно-посадочной полосы №1, которая завершится в 2017 году. После модернизации аэропорт сможет принимать такие крупные самолеты, как Боинг-797, ИЛ-96 и даже АН-124 «Руслан», правда, с ограниченной нагрузкой.

«На реконструкцию взлетно-посадочной полосы планируется выделить 6,3 млрд рублей, из них 4,4 млрд выделят из федерального бюджета, остальные средства поступят из региональной казны, а также внебюджетных источников», — отметил Николай Мамонов.

Дебаты вокруг закона

В ходе заседания «круглого стола» обсуждались изменения в федеральный закон №68 ФЗ, согласно которого с 1 января 2013 года движение грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по федеральным автодорогам общего пользования допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого ими магистралям. Взимать плату планируется при помощи системы, которая будет рассчитываться на основании данных, полученных от бортовых устройств, работающих в системе ГЛОНАСС.

Как отметил участник «круглого стола» - генеральный директор компании «Совфрахт-НН» Виталий Лебедев: «Что касается введения налога на проезд по федеральным трассам. Логика у законодателей такова: кроме того, чтобы пополнить бюджет, а также учесть интересы компаний – нужно выровнять конкуренцию между железнодорожным транспортом и автомобильным». Но, по его мнению, упускается один момент: в автоперевозках львиная доля компаний работает по упрощенным схемам. То есть, крупные компании, которые осуществляют автоперевозки, оплачивая все налоги государству, находятся в ущемленном положении.

«Если говорить о том, чтобы выровнять конкуренцию, то необходимо обращать внимание в первую очередь на тех перевозчиков, которые забывают платить налоги, нелегально покупают топливо и работают, так скажем, в области серой экономики, - cчитает Виталий Лебедев.- С моей точки зрения, задача транспортного направления — не нагружать компании какими-то налогами, не увеличивать общую себестоимость перевозок, а попытаться вывести «серый» бизнес из тени. Это как раз очень сильно повлияет на рынок. А пока себестоимость перевезенной тонны у «белых» автоперевозчиков не намного ниже, чем у железных дорог».

А вот председатель общественного комитета по транспорту и экспедированию ТПП Нижегородской области Евгений Крайнов счел нужным поговорить о льготах, которые предоставляются бизнесу только в Нижегородском регионе, и составляют 10% от транспортного налога. «Решения властей, принятые в развитие упомянутого федерального закона в итоге обяжут платить за проезд по федеральным трассам из расчета 3,5 рубля за километр. Очевидно, что это налоговое бремя снизит показатели рентабельности нашего бизнеса»,- обеспокоен Евгений Крайнов.

Перспективы водного пути

Кроме автомобильного и железнодорожного транспорта, в Нижегородской области работает и речной. Так, например, компания «Совфрахт-НН» реализовала несколько крупных проектов, переправляя грузы именно речным транспортом. «Во-первых, мы активно сотрудничаем с Выксунским металлургическим заводом. Совместно с заводом впервые в истории завода был осуществлен проект - отправка труб большого диаметра для продолжения строительства газопровода «Северный поток», реализуемого компанией «Газпром», - отметил Виталий Лебедев. - Трубы отправились в пункт назначения из порта в городе Бор по реке Ока и затем по Волге. Кроме того, был реализован крупный заказ по доставке химической продукции из Пермского края с последующим развозом по другим городам России. Это один из тех проектов, когда из Перми груз могли доставлять во Владимир, в Московскую область, Татарстан. Сотрудничаем с Череповецким металлургическим заводом Вологодской области. Мы доставили рулонную сталь до потребителей в черте Нижегородского региона и близлежащих областей. Еще была осуществлена поставка груза с Борского стекольного завода в Албанию». К слову, месячный грузооборот порта в 2014 году составляет 14 тыс. тонн.

Рельсы против шоссе

По мнению заместителя начальника Горьковского ТЦФТО РЖД Ии Нефедовой, погрузка на железной дороге в Нижнем Новгороде каждый месяц возрастает. Во многом благодаря тому, что в настоящее время на территории области идет реализация целого ряда крупных инвестиционных проектов. Открываются заводы, специфика работы которых не позволяет перевозить груз каким-то еще способом, кроме как железнодорожным.

Среди рекордсменов по объемам грузоперевозок на РЖД Нефедова назвала компанию «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез». В своем сегменте завод имеет долю, равную 40% грузов. Развитие этого предприятия позволяет предполагать, что погрузка нефтепродуктов к 2016 году значительно возрастет.

Говоря о поправках в закон о транспорте, Ия Нефедова заявила, что он мог бы повысить рентабельность РЖД. Что касается инфраструктуры на железной дороге, то ее модернизируют за счет средств железнодорожного монополиста, а автоперевозчики не вкладывают в проект ничего, за них это делает государство и налогоплательщики. «У нас большая конкуренция с автомобильным транспортом. Так, например, погрузки в целом на Горьковской железной дороге снизились. В 2013 году погрузки уменьшились более чем на 6%, в 2010 году – на 20%. Именно на ГЖД наблюдается тенденция к снижению погрузок за последние годы»,- проанализировала ситуацию Ия Борисовна.

Низкий объем грузовых железнодорожных перевозок также отметил Александр Корнышов и.о. директора нижегородского филиала Первой грузовой компании (ПГК). По его словам, общий объем грузоперевозок в 2012 году снизился на 15%, в 2013 году – на 6%. «В связи с этим наша компания пошла по пути клиентоориентированности. Мы предлагаем гибкую тарифную политику, систему скидок, и отмену штрафов», - заявил Корнышов.

Надежды экспедиторов

А вот перспективы развития экспедиторских компаний, по мнению Лады Седовой, директора представительства «Альбакор Шиппинг», очень заманчивы. Экспедиторские компании в отличие от собственников подвижного состава и компаний-перевозчиков имеют широкий профиль.

«У экспедиторских компаний все в одних руках. Если мы осуществляем мультимодальную перевозку, то экспедитор не только организует транспорт, но и осуществляет таможенное сопровождение: оплачивает все таможенные платежи в стране-экспортера, чего не делают, например, многие крупные компании. Экспедиторы осуществляют перевозки всеми видами транспорта, - перечислила преимущества Лада Седова. - Сейчас я наблюдаю такую картину: если раньше экспедиторские компании были ориентированы на малый и средний бизнес, то сейчас и крупные компании начали покупать экспедиторские услуги. Например, всего несколько лет назад мы обслуживали 2-3 завода, сейчас в нашей клиентской базе их более пятнадцати».

В ходе заседания «круглого стола» Ия Нефедова обратила внимание на конкуренцию среди компаний-грузоперевозчиков. По ее мнению, сегодня нет единой системы развития всех видов транспорта. Поэтому Евгений Крайнов и отметил, чтов нижегородском регионе необходимо создать программу развития всех видов транспорта.

По его словам, Нижегородская область занимает лидирующие позиции по различным направлениям. Так, за 2013 год показатели региона по международным перевозкам выросли на 6%, а аналогичные показатели в Татарстане - на 14%. Не случайно, именно эти два субъекта Федерации определяют показатели транспортных перевозок в целом по ПФО. «В Татарстане применяется как раз системный подход в работе. Если есть программа и интересный проект, то можно рассчитывать на достойное финансирование. В Казани осваивается транспортно-логистический терминал, который включает основные виды транспорта: и железнодорожный, и автомобильный. Будем надеяться, что и в Нижегородской области темпы развития транспортной логистики значительно вырастут. И показатели компаний-перевозчиков, работающих на территории нашего региона, станут лучше», - подытожил Евгений Крайнов.

Известия