18.09.18

Глава ФТС рассказал о системе отслеживания покупок россиян за рубежом

Глава Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин рассказал в интервью RNS на Восточном экономическом форуме о сборе информации о зарубежных покупках россиян, об эффекте от снижения порога беспошлинного ввоза покупок в иностранных интернет-магазинах, запуске «зеленого коридора» на границе с Финляндией и системе электронных таможен.

С 1 января 2019 года планируется вдвое, с 1000 евро до 500 евро, снизить порог беспошлинного ввоза в Россию посылок из зарубежных интернет-магазинов. Какой экономический эффект вы ожидаете от снижения этого порога? Готова ли ФТС к этой нагрузке?

С одной стороны, мы действительно ожидаем некоего увеличения таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет, но, с другой стороны, в настоящее время 84% из 300 млн почтовых отправлений с товарными вложениями — это товарные партии стоимостью менее 20 евро. Поэтому мы пока не знаем, как изменится количество товаров свыше 500 евро, по той отсечке, которая была введена после Нового года. Поэтому я предельно осторожно отношусь к той сумме платежей, которые мы можем получить дополнительно, цифра обозначалась где-то на уровне 25 млрд рублей в год. Но, еще раз говорю, предельно осторожно.

Считаете целесообразным полную отмену беспошлинных посылок из-за рубежа?

Конечно, да. Для того, чтобы реализовать это, нам вместе с «Почтой России» предстоит провести определенную работу, в том числе, по модернизации наших информационных ресурсов.

В какой период вы готовы это реализовать?

Нам хватит года с момента постановки задачи, но пока такой задачи не стоит.

Вы создаете систему электронных таможен — в чем она заключается?

У нас сейчас в стране 672 места таможенного оформления, и, как правило, они находятся на частных площадях со всеми возможными издержками, также присутствует контакт декларанта и выпускающего таможенника. Появляются коррупционные риски и возможность влияния собственника этих площадей на таможенные органы.

Поэтому в соответствии с решением президента и главы правительства мы перемещаем все таможенное декларирование на государственные площади и сосредоточиваем его в 16 центрах электронного декларирования.

Когда электронные таможни начнут работу?

Можно сказать, что мы близки к тому, что первые электронные таможни у нас появятся в октябре этого года. Мы символически запустим первую электронную таможню на площадке нашего Международного таможенного форума 24-25 октября.

Как работа электронных таможен скажется на участниках внешнеэкономической деятельности?

Мы разрываем физический контакт выпускающего инспектора и декларанта, принятие решений по декларации не будет зависеть от чьих-то мнений, мы унифицируем походы к таможенному оформлению, мы создаем специальные режимы в центрах электронного декларирования: декларант не будет знать, кто его выпускает. Снижаются коррупционные риски, и, кроме того, мы более равномерно будем распределять декларации для оформления. В среднем где-то около 10 деклараций на одного человека в день на одного выпускающего инспектора. Сейчас у нас по отдельным таможенным постам цифры могут достигать и 20, это существенным образом влияет на качество принятия решения по той или иной декларации.

Где будут находиться электронные таможни?

Будут созданы 8 электронных таможен и еще 8 центров электронного декларирования. Электронные таможни будут созданы в столицах федеральных округов. Специализированные центры электронного декларирования будут созданы в Калининградской областной таможне, Московской областной таможне, в Центральной акцизной таможне, Центральной энергетической таможне с учетом специфики, также будут созданы центры электронного декларирования московского авиаузла — в Санкт-Петербурге, Новороссийске и здесь, на Дальнем Востоке.

Введение электронных таможенных центров, электронного декларирования предусматривается с 2018 по 2020 года включительно. В этом году будут запущены электронные таможни в Приволжском федеральном округе, в Северо-Кавказском федеральном округе, центры в Калининградской областной таможне, в Московской областной таможне, в Новороссийске.

Зимой сообщалось, что ФТС получает данные о зарубежных покупках возвращающихся в Россию граждан, то есть вы обмениваетесь данными с другими странами?

У нас действительно налаженный обмен есть, мы этого не скрываем.

С каким кругом стран?

Я думаю, что все должны считать, что со всеми странами. Так будет спокойнее для всех, и не будет соблазна.

То есть это началось только после последних новогодних праздников?

Это не новость, просто в этом году частота выявленных фактов существенно подросла, это стало бросаться в глаза.

От каких органов других стран вы получаете информацию?

От налоговых органов, правоохранительных структур, других органов. У нас базовые соглашения по информационному обмену по разным направлениям таможенного дела заключены с 68 странами, в 20 странах мы имеем свои представительства, которые также работают на то, чтобы информационный обмен был как можно интенсивнее.

Ранее правительство повысило прогнозный план поступлений в бюджет от ФТС, будет ли выполнен план?

Сначала у нас прогнозное задание было 4,808 трлн рублей — это несколько выше, чем у нас по итогам 2017 года. Позже с учетом того, что изменился курс доллара и произошло изменение цены на нефть, нам эту цифру повысили до 5,375 трлн рублей. Сейчас предстоят новые корректировки, пока окончательно сформировавшийся цифры из нового прогноза нет, но я думаю, что она до конца месяца будет.

Мы можем сказать, что исходя из тех подходов, которые мы сейчас наблюдаем, у нас будет достаточно напряженное для выполнения задание. По итогам 9 месяцев мы перечислили 3,707 трлн рублей, у нас пока идет перевыполнение на 102,6%.

На сколько может увеличиться план?

Приблизительно на несколько сотен миллиардов.

Планировалось открытие «зеленого коридора» для бизнеса на границе с Финляндией, когда он будет открыт?

По «зеленому коридору» с точки зрения таможенных администраций, я имею в виду ФТС и таможенную службу Финляндии, все готово. Заключено соглашение, оговорены условия согласования технологических карт по автоматическому обмену информацией, условия этого обмена.

Но там есть одно обстоятельство: Евросоюз запретил странам, входящим в него, прямой обмен с госорганами РФ. Этот запрет был введен, когда создание «зеленого коридора» уже готовилось. Поэтому был найден вариант привлечения некой третьей негосударственной организации в цепочке взаимоотношений финской таможенной администрации и российской. Сейчас ведутся работы с этой организацией, и с теми операторами, которые будут уполномочены как с финской стороны, так и с российской.

Сколько времени на это потребуется?

Будем надеяться, что в этом году мы сможем запустить «зеленый коридор».

Какая организация будет посредником?

Сами операторы нашли организацию, они решают между собой эти вопросы.

Должен сказать, что все таможенные организации входящих в ЕС стран по-разному относятся к этому запрету, все немного опасаются. С рядом наших коллег за рубежом в Европе у нас неплохие информационные взаимоотношения и по таможенной стоимости, и по правоохранительной линии. Сейчас мы достаточно активно работаем с таможенной администрацией Нидерландов.

Что планируется организовать с Нидерландами и в какой перспективе?

Тоже обмен информацией о перемещаемых товарах, транспортных средствах. Посмотрим, как будут развиваться отношения. Всякое может быть, поскольку все они так или иначе действуют с оглядкой.

Конечно, основное направление для нас — Китай. Контакты с китайскими коллегами развиваются достаточно активно: провели достаточное количество экспериментов по признанию результатов таможенного контроля, по обмену снимками инспекционно-досмотровых комплексов, по синхронной настройке наших систем управления рисками, по взаимному признанию уполномоченных экономических операторов, есть даже первый опыт получения от них таможенной стоимости выпускаемых в Россию товаров. Для нас это очень полезно, но не знаю, как бизнес воспримет.

Какие изменения в законодательстве о таможенном регулировании вы считаете основными? В чем их важность?

По моему глубокому убеждению, и новый Таможенный кодекс, который был принят, и новый закон о таможенном регулировании в России – клиентоориентированные, содержат очень много заметных и значимых преимуществ для декларантов. Взят курс на дальнейшую цифровизацию и автоматизацию таможенных процедур.

Изменено время, отпущенное таможенным органам на регистрацию и выпуск деклараций. Сейчас у нас (среднее время оформления декларации — RNS) 4 часа, для безрисковых поставок мы демонстрируем еще меньшее время: по импорту где-то один час двадцать минут, по экспорту – порядка 40 минут. Декларант имеет право не предоставлять бумажные копии документов, указанных в декларации, и это также существенным образом облегчает работу участников внешнеэкономической деятельности.

Есть возможность для дальнейшего снижения времени оформления декларации? До какого уровня?

Возможность есть, но при этом мы не должны делать это в ущерб качеству и интересам государства. У нас сейчас достаточно широко применяется процедура автоматической регистрации. Время автоматической регистрации — 3 минуты, автоматического выпуска — 5 минут. Но это для безрисковых поставок.

Какие проблемы возникают у вас при электронном оформлении?

У нас в цифровом формате работает система управления рисками. То есть до того, как выпустить электронную декларацию, она проходит через своеобразные фильтры. Если выявляются какие-то риски, то нужно принять все необходимые меры: осмотр, представление каких-то документов. Самое тяжелое в плане нагрузке на бизнес — досмотр. В этом году у нас существенным образом сократилось количество досматриваемых товарных партий.

Технические сбои происходят часто?

Наша информационная система работает в режиме онлайн. Средняя проектная пропускная способность пункта пропуска — условные 300 машин в сутки: за 1 час выпускается 15 машин, на каждую машину отведено 4 минуты. Если представить, что произошел сбой программы, то выпуск останавливается.

Если в каком-либо пункте все остановится, то у нас будет очередь 300 машин в сутки, а, как правило, это скоропортящиеся продукты, с ними нужно что-то делать, создается нервозная ситуация, поэтому к нашим информационным системам высокие требования с точки зрения надежности и безопасности. У нас процесс таможенного декларирования с учетом часовых поясов идет круглые сутки, если другие ведомства могут остановить и потом доработать, то у нас (в случае сбоя — RNS) никто не поедет.

То есть сбоев нет?

Сбои бывают, но для того, чтобы минимизировать их последствия, мы ввели круглосуточную техподдержку, то есть если что-то случается в каком-то таможенном органе, то ему помогают и на месте, и с позиции центрального аппарата.

Защищаете ли вы систему от киберугроз? Сколько кибератак вы фиксируете?

Конечно, защищаем: последние известные вирусы наши информационные системы не затронули, то есть мы считаем, что они достаточно надежно защищены.

Rambler News Service