Глава ФТС рассказал о системе отслеживания покупок россиян за рубежом
Глава Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин рассказал в интервью RNS на Восточном экономическом форуме о сборе информации о зарубежных покупках россиян, об эффекте от снижения порога беспошлинного ввоза покупок в иностранных интернет-магазинах, запуске «зеленого коридора» на границе с Финляндией и системе электронных таможен.
С 1 января 2019 года планируется вдвое, с 1000 евро до 500 евро, снизить порог беспошлинного ввоза в Россию посылок из зарубежных интернет-магазинов. Какой экономический эффект вы ожидаете от снижения этого порога? Готова ли ФТС к этой нагрузке?
С одной стороны, мы действительно ожидаем некоего увеличения таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет, но, с другой стороны, в настоящее время 84% из 300 млн почтовых отправлений с товарными вложениями — это товарные партии стоимостью менее 20 евро. Поэтому мы пока не знаем, как изменится количество товаров свыше 500 евро, по той отсечке, которая была введена после Нового года. Поэтому я предельно осторожно отношусь к той сумме платежей, которые мы можем получить дополнительно, цифра обозначалась где-то на уровне 25 млрд рублей в год. Но, еще раз говорю, предельно осторожно.
Считаете целесообразным полную отмену беспошлинных посылок из-за рубежа?
Конечно, да. Для того, чтобы реализовать это, нам вместе с «Почтой России» предстоит провести определенную работу, в том числе, по модернизации наших информационных ресурсов.
В какой период вы готовы это реализовать?
Нам хватит года с момента постановки задачи, но пока такой задачи не стоит.
Вы создаете систему электронных таможен — в чем она заключается?
У нас сейчас в стране 672 места таможенного оформления, и, как правило, они находятся на частных площадях со всеми возможными издержками, также присутствует контакт декларанта и выпускающего таможенника. Появляются коррупционные риски и возможность влияния собственника этих площадей на таможенные органы.
Поэтому в соответствии с решением президента и главы правительства мы перемещаем все таможенное декларирование на государственные площади и сосредоточиваем его в 16 центрах электронного декларирования.
Когда электронные таможни начнут работу?
Можно сказать, что мы близки к тому, что первые электронные таможни у нас появятся в октябре этого года. Мы символически запустим первую электронную таможню на площадке нашего Международного таможенного форума 24-25 октября.
Как работа электронных таможен скажется на участниках внешнеэкономической деятельности?
Мы разрываем физический контакт выпускающего инспектора и декларанта, принятие решений по декларации не будет зависеть от чьих-то мнений, мы унифицируем походы к таможенному оформлению, мы создаем специальные режимы в центрах электронного декларирования: декларант не будет знать, кто его выпускает. Снижаются коррупционные риски, и, кроме того, мы более равномерно будем распределять декларации для оформления. В среднем где-то около 10 деклараций на одного человека в день на одного выпускающего инспектора. Сейчас у нас по отдельным таможенным постам цифры могут достигать и 20, это существенным образом влияет на качество принятия решения по той или иной декларации.
Где будут находиться электронные таможни?
Будут созданы 8 электронных таможен и еще 8 центров электронного декларирования. Электронные таможни будут созданы в столицах федеральных округов. Специализированные центры электронного декларирования будут созданы в Калининградской областной таможне, Московской областной таможне, в Центральной акцизной таможне, Центральной энергетической таможне с учетом специфики, также будут созданы центры электронного декларирования московского авиаузла — в Санкт-Петербурге, Новороссийске и здесь, на Дальнем Востоке.
Введение электронных таможенных центров, электронного декларирования предусматривается с 2018 по 2020 года включительно. В этом году будут запущены электронные таможни в Приволжском федеральном округе, в Северо-Кавказском федеральном округе, центры в Калининградской областной таможне, в Московской областной таможне, в Новороссийске.
Зимой сообщалось, что ФТС получает данные о зарубежных покупках возвращающихся в Россию граждан, то есть вы обмениваетесь данными с другими странами?
У нас действительно налаженный обмен есть, мы этого не скрываем.
С каким кругом стран?
Я думаю, что все должны считать, что со всеми странами. Так будет спокойнее для всех, и не будет соблазна.
То есть это началось только после последних новогодних праздников?
Это не новость, просто в этом году частота выявленных фактов существенно подросла, это стало бросаться в глаза.
От каких органов других стран вы получаете информацию?
От налоговых органов, правоохранительных структур, других органов. У нас базовые соглашения по информационному обмену по разным направлениям таможенного дела заключены с 68 странами, в 20 странах мы имеем свои представительства, которые также работают на то, чтобы информационный обмен был как можно интенсивнее.
Ранее правительство повысило прогнозный план поступлений в бюджет от ФТС, будет ли выполнен план?
Сначала у нас прогнозное задание было 4,808 трлн рублей — это несколько выше, чем у нас по итогам 2017 года. Позже с учетом того, что изменился курс доллара и произошло изменение цены на нефть, нам эту цифру повысили до 5,375 трлн рублей. Сейчас предстоят новые корректировки, пока окончательно сформировавшийся цифры из нового прогноза нет, но я думаю, что она до конца месяца будет.
Мы можем сказать, что исходя из тех подходов, которые мы сейчас наблюдаем, у нас будет достаточно напряженное для выполнения задание. По итогам 9 месяцев мы перечислили 3,707 трлн рублей, у нас пока идет перевыполнение на 102,6%.
На сколько может увеличиться план?
Приблизительно на несколько сотен миллиардов.
Планировалось открытие «зеленого коридора» для бизнеса на границе с Финляндией, когда он будет открыт?
По «зеленому коридору» с точки зрения таможенных администраций, я имею в виду ФТС и таможенную службу Финляндии, все готово. Заключено соглашение, оговорены условия согласования технологических карт по автоматическому обмену информацией, условия этого обмена.
Но там есть одно обстоятельство: Евросоюз запретил странам, входящим в него, прямой обмен с госорганами РФ. Этот запрет был введен, когда создание «зеленого коридора» уже готовилось. Поэтому был найден вариант привлечения некой третьей негосударственной организации в цепочке взаимоотношений финской таможенной администрации и российской. Сейчас ведутся работы с этой организацией, и с теми операторами, которые будут уполномочены как с финской стороны, так и с российской.
Сколько времени на это потребуется?
Будем надеяться, что в этом году мы сможем запустить «зеленый коридор».
Какая организация будет посредником?
Сами операторы нашли организацию, они решают между собой эти вопросы.
Должен сказать, что все таможенные организации входящих в ЕС стран по-разному относятся к этому запрету, все немного опасаются. С рядом наших коллег за рубежом в Европе у нас неплохие информационные взаимоотношения и по таможенной стоимости, и по правоохранительной линии. Сейчас мы достаточно активно работаем с таможенной администрацией Нидерландов.
Что планируется организовать с Нидерландами и в какой перспективе?
Тоже обмен информацией о перемещаемых товарах, транспортных средствах. Посмотрим, как будут развиваться отношения. Всякое может быть, поскольку все они так или иначе действуют с оглядкой.
Конечно, основное направление для нас — Китай. Контакты с китайскими коллегами развиваются достаточно активно: провели достаточное количество экспериментов по признанию результатов таможенного контроля, по обмену снимками инспекционно-досмотровых комплексов, по синхронной настройке наших систем управления рисками, по взаимному признанию уполномоченных экономических операторов, есть даже первый опыт получения от них таможенной стоимости выпускаемых в Россию товаров. Для нас это очень полезно, но не знаю, как бизнес воспримет.
Какие изменения в законодательстве о таможенном регулировании вы считаете основными? В чем их важность?
По моему глубокому убеждению, и новый Таможенный кодекс, который был принят, и новый закон о таможенном регулировании в России – клиентоориентированные, содержат очень много заметных и значимых преимуществ для декларантов. Взят курс на дальнейшую цифровизацию и автоматизацию таможенных процедур.
Изменено время, отпущенное таможенным органам на регистрацию и выпуск деклараций. Сейчас у нас (среднее время оформления декларации — RNS) 4 часа, для безрисковых поставок мы демонстрируем еще меньшее время: по импорту где-то один час двадцать минут, по экспорту – порядка 40 минут. Декларант имеет право не предоставлять бумажные копии документов, указанных в декларации, и это также существенным образом облегчает работу участников внешнеэкономической деятельности.
Есть возможность для дальнейшего снижения времени оформления декларации? До какого уровня?
Возможность есть, но при этом мы не должны делать это в ущерб качеству и интересам государства. У нас сейчас достаточно широко применяется процедура автоматической регистрации. Время автоматической регистрации — 3 минуты, автоматического выпуска — 5 минут. Но это для безрисковых поставок.
Какие проблемы возникают у вас при электронном оформлении?
У нас в цифровом формате работает система управления рисками. То есть до того, как выпустить электронную декларацию, она проходит через своеобразные фильтры. Если выявляются какие-то риски, то нужно принять все необходимые меры: осмотр, представление каких-то документов. Самое тяжелое в плане нагрузке на бизнес — досмотр. В этом году у нас существенным образом сократилось количество досматриваемых товарных партий.
Технические сбои происходят часто?
Наша информационная система работает в режиме онлайн. Средняя проектная пропускная способность пункта пропуска — условные 300 машин в сутки: за 1 час выпускается 15 машин, на каждую машину отведено 4 минуты. Если представить, что произошел сбой программы, то выпуск останавливается.
Если в каком-либо пункте все остановится, то у нас будет очередь 300 машин в сутки, а, как правило, это скоропортящиеся продукты, с ними нужно что-то делать, создается нервозная ситуация, поэтому к нашим информационным системам высокие требования с точки зрения надежности и безопасности. У нас процесс таможенного декларирования с учетом часовых поясов идет круглые сутки, если другие ведомства могут остановить и потом доработать, то у нас (в случае сбоя — RNS) никто не поедет.
То есть сбоев нет?
Сбои бывают, но для того, чтобы минимизировать их последствия, мы ввели круглосуточную техподдержку, то есть если что-то случается в каком-то таможенном органе, то ему помогают и на месте, и с позиции центрального аппарата.
Защищаете ли вы систему от киберугроз? Сколько кибератак вы фиксируете?
Конечно, защищаем: последние известные вирусы наши информационные системы не затронули, то есть мы считаем, что они достаточно надежно защищены.