19.07.19

Fesco: Важнейшие тренды логистики и ритейла

Рынок ритейла - один из самых гибких и открытых для внедрения новых проектов и технологий. Однако, многие нововведения в данной сфере невозможно провести без тесного сотрудничества с игроками рынка логистических услуг, так как две сферы тесно связаны. В нашей новой статье FESCO Blog мы расскажем о четырех наиболее важных трендах развития этих рынков.

Цифровизация

Цифровизация стала неотъемлемой составляющей практически любых трендов как в ритейле, так и в логистике. В 2019 году никого не удивить такими словами, как "big data" или "дроны", однако о повсеместном внедрении этих инноваций говорить пока преждевременно.

Цифровизация - преобразование бизнес-процессов и технологий на основе цифровых ресурсов.

Основными первопроходцами в цифровизации выступают крупные игроки в обеих сферах. Объем данных этих компаний по клиентам, продуктам, сервисам, складам и поставщикам превышает возможности обычных методик анализа и открывает дорогу методам big data, позволяющим лидерам рынка получать любую интересующую их информацию, анализировать модели потребления, гармонизировать спрос и поставки.

Big data - данные больших объемов, для обработки которых необходимы специальные методы и инструменты. Складская инфраструктура - другая важная площадка для испытаний инноваций. Для повышения эффективности работы склада вводится Warehouse Management System (WMS) - система управления складом, направленная на автоматизацию всех процессов. Самые прогрессивные компании занимаются разработкой "умных складов", которые подразумевают отказ от труда низкоквалифицированных сотрудников в пользу роботов, управляемых специализированным персоналом.

Наглядным примером цифровизации на складе выступает использование квадрокоптеров для инвентаризации: в конце рабочего дня квадрокоптеры с воздуха сканируют штрих-коды товаров, распознавая их в определенных ячейках.

Внедрение подобных технологий повышает эффективность складской инфраструктуры на 20%.

В отличие от других трендов цифровизации, электронный документооборот (ЭДО) широко применяется большинством логистических компаний и ритейлеров. Относительно легкое внедрение и ощутимые преимущества делают ЭДО привлекательным для любой компании.

ЭДО позволяет максимально ускорить процесс передачи информации, что особенно актуально при осуществлении перевозок. Например, при разгрузке на распределительных центрах возникают простои в ожидании документов, которые могут длиться несколько часов. Переход на электронный документооборот значительно сокращает это время.

Также снижаются затраты на использование бумаги и почтовых отправлений.

Маркировка

Начиная с 2018 года, Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) планомерно вводит систему обязательной маркировки товаров. Внедрение маркировки в каждую отрасль разделено на несколько этапов: эксперимент, обязательная регистрация в системе, полный вывод немаркированных товаров.

Так, после экспериментального периода в марте 2019 года была запущена система маркировки табачной отрасли. Все производители и продавцы обязаны зарегистрироваться в системе "Честный знак" и установить необходимое маркировочное или сканирующее оборудование. С июля 2019 года запрещается производство немаркированной табачной продукции, а с июля 2020 года вводится запрет на ее продажу. Таким образом, у магазинов есть год, чтобы продать всю продукцию, произведенную без маркировки.

Выгоду от участия в проекте получат потребители, "белые" производители и государство. Для потребителей система маркировки - гарантия качества товара, уверенность в том, что он произведен официально. Производители получат возможность увеличить свои объемы за счет поглощения доли "серых" игроков. Государство же получит новые ресурсы для контроля над товарооборотом и повышением налоговых поступлений.

К примеру, доля "серых" игроков в табачной отрасли Российской Федерации составляет 10,3%. Это не только потенциал развития для "белого" бизнеса, но еще и внушительная сумма в 72 млрд рублей, которая ежегодно не доходит до российского бюджета.

Помимо табачных изделий обязательной маркировки подлежат изделия из меха, обувь и некоторые группы лекарственных средств. В декабре к системе присоединятся производители одежды, парфюмерии, шин и фотоаппаратов.

Основное влияние маркировка окажет на сферу ритейла, однако это также коснется и транспортных компаний - при транспортировке груза логисты должны будут заносить данные о передвижении грузов в систему маркировки.

Блокчейн

Несмотря на то, что блокчейн является частью цифровой трансформации, за последние несколько лет эта технология стала настолько популярной, что ее можно смело отнести в отдельный тренд.

Изначально данная технология использовалась для создания криптовалюты. Однако, постепенно стали появляться проекты с применением принципов блокчейна в других сферах. На сегодняшний день существует ряд пилотных проектов, которые предлагают блокчейн-решения для логистики и ритейла. К примеру, таможенные процедуры, управление цепочками поставок, гарантию на товары, рекламу и другое.

В основе технологии блокчейна лежат "умные контракты". Они автоматически отслеживают исполнение сторонами своих обязательств, причем их условия не могут быть изменены без подтверждения всех участников. Это позволяет осуществлять надежные сделки без посредников.

РЖД одной из первых в России компаний начала использовать технологии блокчейна в своих бизнес-процессах. Одним из таких проектов стала блокчейн-платформа, которая объединит грузоотправителей, порт и железные дороги. В платформу будут вноситься все данные о перевозке груза. Технология "умных контрактов" позволит обеспечить надежность и достоверность вносимой информации.

На российском рынке ритейла пионером в использовании технологии стала ГК "Дикси". Группа уже осуществила переход на блокчейн-платформу "Факторин". Данное решение направлено на упрощение взаимодействия между "Дикси", факторинговыми компаниями и поставщиками. В результате компания сократила время на согласование в процессе факторинга и минимизировала ручной труд.

Сокращение логистических издержек

В ритейле существует несколько решений, которые уже используются для оптимизации логистических издержек. Одно из наиболее популярных - технология пулинга, которая позволяет нескольким поставщикам объединяться и получать более выгодный тариф на перевозку груза. Основной платформой выступает Pooling.me. Сокращение издержек при использовании данной технологии составляет от 10% до 30%, что зависит в первую очередь от количества поставщиков и объема перевозимого ими груза.

Однако, речь идет не только о снижении издержек. Пулинг позволяет малому и среднему бизнесу значительно расширить свою географию поставок.

Другим решением для повышения эффективности в логистике является работа с партнерскими складами. Особенную выгоду это представляет для электронной торговли, где широта ассортимента зависит не от размера магазина, а от складских объемов. Компания "Ситилинк" одной из первых опробовала размещение новой продукции на складах компании-партнера, результатом стало расширение ее ассортимента на 20%.

Тренд в будущее

Более половины перевозимых по территории России грузов принадлежит ритейлерам, что, наверное, является лучшим объяснением тесной взаимосвязи между двумя отраслями. Перечисленные тренды наглядно демонстрируют эту взаимосвязь. Часть из них - доступные или даже обязательные решения, другая часть - технологии, повсеместное внедрение которых трудно представить в ближайшие годы. Однако, все эти тренды однозначно будут формировать облик рынка будущего.

ADVIS.ru