27.09.05

Экспорт и НДС

Сегодня эта тема не сходит с газетных страниц. То мошенники огромные суммы похищают из бюджета за счет липовых сделок по экспорту. То добросовестные производители обижаются, что не могут своевременно получить возмещение по налогу на добавленную стоимость.

Проблема не исчезла ни в прошлом, ни в нынешнем году, но ее по крайней мере можно уже проанализировать. Сделать это мы попросили начальника отдела косвенных налогов Управления ФНС России по городу Москве Светлану ГРОМОВУ.

- Светлана Семеновна, тема экспортного НДС все чаще освещается в печати. И все же напомните коротко основные особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

- Если коротко, то при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается. То есть налогообложение производится по нулевой налоговой ставке. При этом у экспортеров сохраняется право на налоговые вычеты. И если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму начисленного налога, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ.

В общем, обычная для цивилизованных стран схема. Но она же очень привлекательна для мошенников, желающих путем различных махинаций разбогатеть за счет бюджета.

- Насколько актуальна тема экспорта для московских налогоплательщиков?

- Общее количество организаций-экспортеров, представивших "экспортные" налоговые декларации по нулевой налоговой ставке в течение 2005 года и заявивших о праве на получение возмещения, составило около 3 тысяч организаций, из них организации, являющиеся производителями экспортируемого товара, составляют не более 20 процентов от общего количества организаций, заявивших возмещение НДС из бюджета, а оставшаяся часть приходится на организации - перепродавцов экспортируемого товара.

Экспортный потенциал столицы в основном формируется за счет крупнейших организаций и предприятий города, традиционно работающих длительное время на внешнеэкономическом рынке и экспортирующих продукцию как собственного производства, так и приобретенную в других регионах Российской Федерации.

- О каких суммах идет речь?

- Общая сумма НДС, заявленная к возмещению за 7 месяцев 2005 года организациями-экспортерами, составила 22, 6 млрд. руб. , что примерно на 1 млрд. рублей меньше, чем в соответствующем периоде 2004 года. Признано к возмещению в течение 2005 года 14, 5 млрд. руб.

При этом более половины общей суммы НДС приходится на долю таких крупных производителей, как АКБ "Сухой" , ФГУП "Салют" , "Юнилевер СНГ" , Корпорация "Иркут" и другие отечественные товаропроизводители.

- Скажите, пожалуйста, сохранилось ли в настоящее время понятие "традиционный экспортер"?

- Понятие традиционных экспортеров было введено Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. К ним относились предприятия, удовлетворяющие определенным условиям. Например, предприятия, производящие продукцию собственного производства и работающие на внешнеэкономическом рынке не менее 1 года, которые должны были иметь собственные основные средства производственного назначения для производства экспортируемой продукции. Предприятия, закупающие продукцию непосредственно у предприятий-производителей, которые должны были работать на внешнеэкономическом рынке не менее 5 лет. И те, и другие не должны были иметь существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов, соблюдать стабильность номенклатуры экспортируемой продукции, работать с постоянными иностранными покупателями и российскими поставщиками.

В отношении таких организаций применялась упрощенная процедура возмещения (зачета) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам материальных ресурсов, использованных для производства и реализации продукции на экспорт, зачет традиционным экспортерам указанных сумм в счет текущих платежей, погашения задолженности перед федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации по налогам и сборам с учетом штрафов и пеней.

Следует отметить, что данные организации находились в более выгодном положении по отношению к остальным налогоплательщикам, что ставило их в неравное положение при работе на внешнеэкономическом рынке.

Кроме того, основное понятие "традиционный экспортер" не было закреплено на законодательном уровне и не нашло своего отражения в Налоговом кодексе. Следствием всего этого явился приказ МНС РФ NСАЭ-3-03/5 от 21. 10. 2004 г. , согласно которому понятие "традиционный экспортер" было отменено.

- Много ли хлопот доставляют налоговикам экспортеры?

- Управление постоянно осуществляет контроль за возмещением налога по экспортным операциям. Для принятия решения о возмещении соответствующих сумм НДС либо об отказе в возмещении инспекциями проводятся камеральные проверки всех представляемых деклараций по нулевой налоговой ставке и пакета документов, а это очень большой объем работы. За 7 месяцев 2005 года такими налогоплательщиками представлено более 20 тысяч деклараций по НДС, включая дополнительные декларации о внесении изменений и дополнений.

При проведении мероприятий налогового контроля за правомерностью возмещения НДС при экспорте товаров инспекциями города было направлено свыше 150 тысяч запросов в правовые, таможенные органы и другие контролирующие организации. По результатам мероприятий налогового контроля, проведенных налоговыми органами города в 2005 году, отказано в возмещении НДС на сумму 2, 6 млн. руб. По сравнению с 2004 годом "отказанные" суммы увеличились на 11 процентов.

- Назовите причины отказа.

- В основном это отсутствие документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих обоснованность применения нулевой налоговой ставки. Другая распространенная причина - неподтверждение суммы НДС по товарно-материальным ценностям, используемым при производстве экспортной продукции и заявленной налогоплательщиками к возврату из бюджета (осуществление сделок с организациями, зарегистрированными по утерянным документам, использование поддельных счетов - фактур на услуги).

- Пример можете привести?

- Могу, но без конкретных имен, чтобы не нарушать налоговую тайну. Так, одному предприятию было отказано в возмещении на сумму более 6, 6 млн. рублей, а другому почти 3, 5 миллиона рублей по причине того, что операции по оприходованию товара, согласно первичным документам, были произведены позже даты вывоза товара по грузовой таможенной декларации. Таким образом, организацией был произведен экспорт товара, собственниками которого они не являлись, следовательно, и не имели права на возмещение НДС из федерального бюджета. Так что, если бы не наша проверка, миллионы рублей могли бы уйти из федерального бюджета. А это недофинансирование армии, науки, здравоохранения.

Помимо камеральных проверок - то есть без выхода на предприятие - в течение 2005 года налоговыми органами города проведено значительное количество выездных налоговых проверок организаций-экспортеров, в результате которых устанавливаются схемы ухода от налогообложения с целью незаконного возмещения НДС из бюджета.

Вот лишь один пример. В ходе проверки мы видим, что некое предприятие в течение одного дня приобретает товар через ряд поставщиков города Москвы и в тот же день применяет "круговую" схему расчетов, при этом цена на экспортируемый товар значительно завышена. По нашим запросам выясняется, что иностранные фирмы-покупатели в Израиле и Чехии находятся в розыске и у них отсутствует внешнеэкономическая деятельность. Товаросопроводительные документы на транспортное сопровождение экспортируемой продукции от поставщиков до покупателя также отсутствуют. Налицо явное использование схемы "лжеэкспорта". Решением по акту проверки произведено уменьшение заявленного к возмещению НДС на сумму более 50 млн. рублей. Само решение в настоящее время находится на рассмотрении в суде.

- Кстати, что по этому поводу говорят суды?

- За прошедший год наметилась положительная тенденция при вынесении арбитражными судами решений в пользу налоговых органов. Так, если за 12 месяцев 2004 года доля сумм НДС, подлежащих возмещению по решениям судов, в сумме отказанных налоговыми органами составляла 26, 1 %, то за аналогичный период 2005 года этот показатель составил 3, 8 процента. Мы вполне удовлетворены тем, что при рассмотрении Федеральным арбитражным судом Москвы кассационных жалоб территориальных инспекций ФНС России по г. Москве на решения Арбитражного суда г. Москвы учитывается позиция налоговых органов, заключающаяся в том, что суммы НДС по материальным ценностям, используемым при производстве экспортной продукции и заявленные налогоплательщиком к возврату из бюджета, фактически продавцами Этих ТМЦ в бюджет не уплачены и, соответственно, в бюджете не сформирован источник для возмещения НДС предприятию - экспортеру.

- Скажите, пожалуйста, какие меры принимаются налоговыми органами Москвы для борьбы с недобросовестными плательщиками, использующими схемы незаконного возмещения НДС из бюджета?

- Знаете, вы задали очень интересный и не менее актуальный вопрос. Хотелось бы отметить, что Управлением ФНС России разработан и внедрен в промышленную эксплуатацию программный продукт "Схемы уклонения от налогообложения" , который не имеет аналогов. В настоящее время он установлен во всех инспекциях города Москвы.

- Хотелось бы узнать поподробней об этом программном продукте?

- Информация базы данных "Схемы уклонения от налогообложения" в настоящее время используется инспекциями в качестве справочного материала при проведении камеральных и выездных проверок налоговых деклараций по НДС. В данном программном продукте реализованы следующие функции:

- поиск и просмотр всей имеющейся информации по участникам "схем"; по наименованию товара (работ, услуг).

- появление определенного символа (сигнала) "маячок" в случае работы инспектора в программном продукте АИС "налог 2 Москва" с налоговой декларацией по НДС налогоплательщика, поименованного в справочнике участников "схем" , и просмотр информации по данному налогоплательщику. Также имеется возможность дополнять базу данных информацией, полученной из других регионов. В настоящее время в программный продукт "Схемы уклонения от налогообложения" введена дополнительная информация по участникам "схем" , выявленная налоговыми органами Воронежской, Ростовской, Сахалинской, Ульяновской и других областей.

- Сколько схем выявлено налоговыми органами Москвы за период работы данного программного продукта?

- В настоящее время база данных содержит 128 "схем" уклонения от налогообложения, выявленных территориальными налоговыми органами. В настоящее время в работе находится еще 45 "схем".

Следует отметить, что инспекции города очень активно пользуются данным программным продуктом. За период эксплуатации программного продукта было зафиксировано 7348 обращений пользователей к базе данных.

- Каков круг пользователей данной ИПС "Схемы"?

- Программный комплекс по отслеживанию организаций -участников "схем" уклонения от налогообложения оперирует данными, составляющими коммерческую и налоговую тайну. Для обеспечения сохранности этой информации должны быть предусмотрены средства ограничения доступа конкретного пользователя, в соответствии с предоставленными правами. Таким образом, данный программный продукт имеет ограниченный круг пользователей, в круг которых входят только сотрудники налоговых инспекций города и Управления ФНС России по г. Москве, наделенные определенными правами доступа к данному программному продукту.

- Какие можно сделать выводы по итогам проделанной работы?

- Основной итог в том, что принципиальная позиция налоговых органов по отстаиванию интересов бюджета привела к улучшению ситуации в этой сфере.

Использование мошенниками схем лжеэкспорта для обогащения за счет государства теряет для них привлекательность. Они поняли, что любая заявка на получение денег из бюджета будет изучена налоговиками буквально под микроскопом. Одновременно мы готовы помочь тем организациям, которые честно работают на внешнем рынке, необходимо свести к минимуму проблемы, созданные им недобросовестными коллегами по бизнесу.

Московская правда 27.09.05