13.06.17

ЕЭК обсудила вопросы развития государственно-частного партнерства в транспортной инфраструктуре

Вопросы развития механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в транспортной инфраструктуре стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) представители государственных органов и бизнеса Союза обсудили в Минске на шестом заседании экспертной группы по развитию механизмов ГЧП в ЕАЭС. Повестка заседания была сформирована с учетом пожеланий белорусской стороны и направлена на оказание консультативной помощи по реализации транспортных проектов ГЧП представителям Беларуси со стороны более опытных коллег из России.

Директор Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), руководитель экспертной группы Бауржан Бекешев отметил важность обмена опытом между странами для эффективной работы по реализации проектов ГЧП. По мнению представителя ЕЭК, Беларуси и другим государствам-членам Союза важно учитывать имеющийся у них опыт в этой сфере. Он призвал представителей государственных органов и бизнеса стран ЕАЭС выстраивать диалог в целях развития национальных экономик и взаимной торговли стран Союза. Директор департамента выразил уверенность, что повышение эффективности взаимодействия представителей государств-членов по вопросам ГЧП, в том числе в рамках профильной экспертной группы, будет способствовать развитию национального законодательства в сфере государственно-частного партнерства и росту числа проектов ГЧП в ЕАЭС.

С приветственными речами в рамках заседания экспертной группы выступили первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко и заместитель министра экономики Беларуси Павел Утюпин.

Начальник отдела Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Михаил Брусиловский проинформировал об использовании механизмов ГЧП по развитию транспортной инфраструктуры в России. Как отметил представитель ведомства, в РФ транспортные проекты стали «локомотивом» системных изменений законодательства, которые в последнее время привели к значительному росту концессионных соглашений. Эти примеры позволяют говорить о достаточно успешной работе законодательства о «концессиях». Сейчас в России реализуется 72 проекта в сфере транспорта, из них около 40 проектов – в автодорожной инфраструктуре. При этом удалось привлечь частные инвестиции на сумму более 400 млрд рублей.

Представитель российского ООО «Автодор Инвест» Мария Польникова рассказала об опыте государственной компании «Автодор», отвечающей за реализацию транспортной стратегии РФ в дорожной сфере. Особое внимание Мария Польникова уделила необходимости разработки стратегии развития сети автомагистралей, отметив важность транспортного моделирования при подготовке автодорожных проектов с учетом транспортных потоков и объема трафика. Единая транспортная модель, созданная в России, отображает интенсивность движения в сети автомобильных дорог с учетом перераспределения трафика в связи с созданием и запуском новых объектов.

Исполнительный директор Ассоциации участников ГЧП «Центр развития государственно-частного партнерства» Максим Ткаченко представил методику оценки эффективности проектов ГЧП в РФ. В настоящий момент рынок ГЧП в сфере транспорта стал гораздо шире. В России появились новые проекты в этих отраслях, в частности транспортно-пересадочные узлы, плоскостные и многоуровневые паркинги, понтонные мосты, теплоходы и железные дороги.

Максим Ткаченко также рассказал о процедуре выбора оптимальной модели реализации проектов. Исполнительный директор Ассоциации участников ГЧП отметил, что, хотя она является обязательной только для проектов ГЧП, заказчики периодически дополнительно запрашивают у консультантов такую оценку для концессионных проектов. В качестве примера Максим Ткаченко представил кейс по использованию методики VfM (Value for money) для выбора оптимальной модели реализации автодорожного проекта.

Руководитель проектной дирекции ТОО «Kazakhstan Project Preparation Fund» Аслан Булатов проинформировал о реализации в Республике Казахстан концессионного проекта «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)». По проекту БАКАД сейчас ведутся переговоры с победителем конкурса – консорциумом южно-корейских и турецких компаний. Аслан Булатов акцентировал внимание на законодательных требованиях Республики Казахстан к участникам конкурса по концессии и механизме проведения такого конкурса.

Председатель Совета директоров АО «ТРАНСПРОЕКТ Групп» Виталий Максимов поделился с участниками экспертной группы результатами анализа компанией факторов, приводящих к возникновению риска коммерческого и финансового закрытия проектов ГЧП, затронул вопросы законодательного регулирования такого закрытия, привел примеры из практики.

В рамках заседания экспертной группы заместитель начальника Главного управления автомобильных дорог – начальник отдела развития автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Николай Маханьков представил пилотный проект в Беларуси по реконструкции автомобильной дороги М–10. Члены экспертной группы провели экспресс-анализ данного проекта и внесли замечания и предложения, направленные на его успешную реализацию.

Члены экспертной группы договорились провести следующее заседание в третьем квартале этого года.

Справка

Экспертная группа по развитию механизмов ГЧП в рамках ЕАЭС была создана при Консультативном комитете по вопросам предпринимательства Коллегии ЕЭК в июне 2015 года. Целью ее деятельности является осуществление мониторинга и обмена опытом по формированию законодательной базы в сфере ГЧП, а также подготовка и реализация планов по возможной синхронизации (гармонизации) нормативно-правовой и методологической базы в этой сфере.

Ранее проведены пять заседаний экспертной группы: в июле 2015 года – в Санкт-Петербурге, в ноябре 2015 года – в Минске, в мае 2016 года – в Астане, в октябре 2016 года – в Бишкеке, в марте 2017 года – в Москве. На них обсуждались вопросы развития ГЧП в странах ЕАЭС и реализованные проекты.

Евразийская экономическая комиссия