02.03.23

Доставленная стоимость: порог беспошлинной торговли просят оставить в €1000

Общественники просят не снижать порог беспошлинной онлайн-торговли в пять раз. С 1 апреля он должен упасть с €1000 до €200 — это значит, что при превышении лимита россиянам придется платить за приобретенные за рубежом товары не менее €2 евро за 1 кг. Союз потребителей РФ обратился к вице-премьеру Алексею Оверчуку, в Минпромторг и МЭР с таким предложением. В основном люди покупают товары дешевле €20, но при отсечке в €200 под сборы попадут планшеты, смартфоны и мелкая бытовая техника, которые не производят в ЕАЭС.

Резкий скачок

Союз потребителей РФ обратился к вице-премьеру Алексею Оверчуку с предложением сохранить порог беспошлинной торговли в РФ на значении в €1000 евро и 31 кг. Это позволит поддержать потребителей в сложный период, когда иностранные бренды покинули страну, либо притормозили работу. Об этом сказано в письме общественников зампреду правительства, с которым ознакомились «Известия». Алексей Оверчук возглавляет Совет Евразийской экономической комиссии, который может принять такое решение. Издание направило запрос в его аппарат и пресс-службу ЕЭК, министерства.

До 2019 года порог беспошлинной торговли в ЕАЭС, включая РФ, составлял €1000 и 31 кг, с тех пор его последовательно снижали. Сначала до €500, затем в январе 2020 года — до €200. В 2024-м отсечку хотели сократить до €20. Соответственно, покупатели должны платить пошлину, если сумма их покупок выбивается из этого ориентира, в размере 15% от заказа, но не менее €2 за 1 кг.

Планы ЕАЭС спутали события 2022 года, тогда в апреле Совет Евразийской комиссии вернул порог к значению €1000. Это был временный шаг — только на полгода, по окончании срок продлили еще на шесть месяцев. 31 марта 2023 года действие меры истекает, а 1 апреля порог должен снизится в пять раз — до €200. Его повышение в сложное время сыграло важную роль: потребительский рынок наполнился иностранными товарами, говорится в письме общественников. В условиях санкций зарубежные онлайн-торговцы смогли удовлетворить спрос российских покупателей.

Общественники в письме привели данные ФТС, согласно которым при норме в €200 россияне в зарубежных интернет-магазинах покупали по большей части товары дешевле €20. Такие мелкие приобретения не попадали под таможенные платежи. А вот с планшетами, смартфонами и мелкой бытовой техникой ситуация другая: покупая эту продукцию люди превышали порог беспошлинной торговли и платили за нее сборы. Если в апреле 2023 года отсечка вернется к €200, то россиян ждут дополнительные траты, поскольку такую продукцию не производят на территории ЕАЭС. Тем более из-за санкций продукцию уже сложно ввезти в Россию.

Торговая статистика показывает опережающий рост потребительского спроса на трансграничные покупки на маркетплейсах и в интернет-магазинах, однако их доля в России еще далека от наиболее продвинутых в этом отношении стран, говорится в письме Союза потребителей. Угроза столь радикального снижения порога беспошлинного ввоза товаров только увеличит это отставание, подчеркнули эксперты в документе.

Источник в правительстве отметил «Известиям», что вопрос относительно размера порога беспошлинной торговли эксперты рассмотрят уже в ближайшие дни.

Преференции для бизнеса

Традиционно Минфин выступает за последовательное снижение порога беспошлинной торговли. Согласно более ранним планам ведомства, уже с начала 2024 года эта отсечка должна была последовательно сокращаться до €20. Такой подход позволяет увеличить объем таможенных платежей.

В пресс-службе Минфина «Известиям» напомнили, что решение о повышении порога эксперты принимали в период, когда привычные логистические цепочки поставок разрушились, а курсы иностранных валют резко колебались. Тогда такой шаг позволил насытить потребительский рынок товарами. А сейчас поставки наладили, хорошо работает механизм параллельного импорта. Поэтому мера по увеличению нормы уже выполнила свою функцию, подчеркнули в ведомстве.

Повышенный порог беспошлинной онлайн-торговли остается актуальным, поскольку Россия всё еще испытывает проблемы из-за ухода зарубежных компаний и сокращения ассортимента, в том числе в сфере электроники и бытовой техники, сказала «Известиям» глава Института развития предпринимательства и экономики Наталья Назарова. Также остаются трудности при проведении международных расчетов, что отражается на конечной цене товара, который россияне покупают в Сети.

Обычный покупатель практически не может делать заказы в зарубежных онлайн-магазинах: против РФ ввели санкции, также россиян отключили от международных платежных систем, сказал «Известиям» представитель ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК.

— Прямые покупки товаров потребителями за рубежом стали практически невозможными. Ведущие логистические компании также перестали доставлять грузы напрямую в Россию. По сути, это направление стало бизнесом компаний-посредников, а не возможностью для потребителя, — добавил он. Эти компании-посредники при пороге в €1 тыс. зачастую имеют конкурентное преимущество по сравнению с законопослушным бизнесом, который платит налоги и сборы в России, что нам кажется несправедливым.

В Ассоциации компаний интернет-торговли отказались от комментариев.

Известия