Досмотр прошел без происшествий
1 миллиард 660 миллионов рублей поступило в федеральный бюджет из сахалинской таможни - с таким итогом 2004 года сотрудники силовой структуры отметили Международный день таможенника. В прошлом году через границу перемещено около трех тонн различных грузов, выявлено 576 различных административных нарушений. Также предотвращен вывоз более 15 тонн морских биоресурсов. Большой вклад в деятельность структуры внесли корсаковские таможенники.
Для них наступивший год юбилейный. Таможенный пост в Корсакове появился 60 лет назад, сразу после освобождения населенного пункта от японцев. За все время здесь было много разных событий. Выявление контрабандного провоза товаров, пресечение правонарушений и даже задержание граждан, незаконно перемещающихся через российскую границу.
За последние два года функции корсаковской таможни расширились. Началось строительство завода СПГ в Пригородном, и значит, увеличился импорт различных грузов. Для удобства ведения экспортно-импортных операций участниками внешнеэкономической деятельности в ближайшее время в Пригородном появится таможенный пост.
В один из дней в составе таможенного наряда под руководством старшего инспектора Эдуарда Леснова корреспондент газеты стал очевидцем того, как осуществляется таможенный досмотр.
Рабочий день начался с оформления японского грузопассажирского теплохода "Айнсоя", направлявшегося в Вакканай. Пассажиры проходили досмотр в терминале морского вокзала. Сначала проверка документов, затем осмотр личных вещей с помощью техсредств. С таможенными нарушениями здесь сталкиваются часто.
В августе прошлого года таможенники обнаружили у одного из моряков, оформлявшегося на смену экипажа сейнера, пакет с подозрительным содержимым. Мужчина спрятал его в носке. В ходе экспертизы выяснилось, что моряк пытался провезти готовую к употреблению смесь табака и гашишного масла. По факту контрабанды наркотиков заведено уголовное дело. Всего же в прошлом году островные таможенники за подобные нарушения возбудили около десятка уголовных дел.
Теплоход "Айнсоя", покачиваясь на волнах, взял курс на Японию. А на море заштормило, и корабли, находящиеся в ожидании досмотра, ушли на рейд.
Наряд по рации получил команду оформить только одно судно, работающее под флагом Камбоджи. Оно успело пришвартоваться у безопасного во время штормов причала.
Палуба судна заставлена многоуровневыми ячейками для автомобилей. Машин привезли столько, что крайние наполовину свисают над бортами, а верхние ячейки сравнялись с капитанским мостиком.
Первыми на судно поднимаются сотрудники санитарной службы и пограничники. Затем таможенный наряд. Экипаж уже готов к досмотру. Старший смены Эдуард Леснов и главный инспектор Максим Суслин приступили к проверке таможенных деклараций, документов на груз, валютных листов, паспортов и заявлений на ввоз автотранспорта. На это, конечно, уходит большая часть времени. На всех документах должен стоять штамп "проверено".
Инспекторы Александр Масякин и Вячеслав Мазоха приступили к досмотру судна. Его, как правило, начинают с верхней палубы. Но для начала таможенники провели обязательный радиационный контроль. Замерили фон вне судна, затем непосредственно на борту корабля.
- С радиацией все в порядке, - сделал заключение Эдуард Леснов.
Контрольные приборы в наличии также и на складах корсаковской таможни. В марте прошлого года при радиационном контроле груза, поступившего на склад временного хранения, таможенники выявили контейнер с превышающим естественный фон излучением. В нем находилось оборудование, прибывшее из Южной Кореи в адрес сахалинского филиала одной из иностранных фирм. При дальнейшем досмотре обнаружили источник повышенного излучения - радиоизотопный прибор для измерения плотности и влажности строительных материалов. Он не был указан в товаросопроводительных документах, отсутствовало специальное разрешение на ввоз его на территорию РФ. По факту контрабанды было возбуждено уголовное дело.
Дежурный наряд проверил жилые помещения корабля и хозблоки. Спустившись в машинное отделение, убедились, что от внимательного ока инспектора скрыть ничего невозможно. С помощью технических средств осмотрели каждый уголок вплоть до гребного вала в машинном отделении.
- В одну из прошлых смен обнаружили крупную сумму незадекларированной валюты, - рассказал Э.Леснов. - Один из моряков прятал ее в носке во встроенном шкафу в проходе между каютами.
А на верхней палубе продолжает работу Александр Масякин. Заметив коробки в одном из салонов автомобиля, просит владельца открыть машину.
- Из-за изменений условий ввоза и повышения таможенных пошлин автомобилей привозят меньше, чем в прежние годы, - рассказывает инспектор. - В прошлом году их было всего три с половиной тысячи. Но работать стало сложнее. Почти все автомобили завозят под разбор. При досмотре приходится буквально пробиваться сквозь груды подвесок, колес, двигателей и других запчастей. Все, что указано в декларациях и заявлениях на ввоз, должно совпадать.
Через пару часов досмотр закончен. Все завершилось без происшествий. Завтра наступит хорошая погода, суда зайдут в порт. И день для таможенников обещает быть насыщенным и "жарким".
Наталья АКСЕНЕНКО, Газета Южно-Сахалинск сегодня . 24.01.05