20.03.23

Что выбрать? Аренда склада или услуги логистического оператора

Для начинающего предпринимателя складская обработка является одним из самых сложных бизнес-процессов. Именно на этом этапе нужно выбирать: арендовать склад и настраивать всю систему под себя или отдать на аутсорс и воспользоваться услугами логистического оператора. Михаил Белоусов, основатель ГК «Маршал» и «Академии логистики» выделил преимущества и недостатки каждого варианта.

Выбор между арендой склада и наймом компанией, которая занимается складской обработкой, должен исходить от размеров бизнеса и его потребностей. В начале предпринимательского пути я рекомендую сдавать товары на хранение логистическому оператору. Если у вас нет опыта в организации и управлении складской логистикой, то такое решение будет особенно рациональным по нескольким причинам.

Во-первых, экономия. Вам не нужно будет беспокоиться за сохранность товара, переживать за расходы на сотрудников и на аренду помещения. Кроме того, использование услуг складского оператора – это снижение налогооблагаемой базы и вычет НДС при наступлении срока уплаты налогов. Таким образом, при закладывании себестоимости товара вы будете четко видеть все прогнозируемые издержки.

Во-вторых, удобство. Сторонний логистический сервис просто получает груз из одного места, обрабатывает его и отправляет в другое. Вам остается только подписать договор, застраховать товар от возможных рисков и оплатить услуги. В случае оптимизации бизнеса можно в любой момент сменить локацию и найти нового оператора.

Аренда склада – затраты более внушительные, поскольку такой вариант накладывает обязательства по хозяйственной части и обслуживанию. Так, например, для сохранения своей продукции вам придется соблюдать определенные меры безопасности: устанавливать контрольно-пропускной пункт, видеокамеры, исключить доступ на территорию склада посторонних лиц, отслеживать, чтобы все системы работали исправно. В дополнение к этому необходимо контролировать отопление, электроэнергию, а также коммуницировать с дорожными службами, пожарными и санэпидемстанцией.

Конечно, работу с грузом и обустройством помещения вы не будете осуществлять самостоятельно. Вышеупомянутые функции возьмет на себя персонал, поиск и найм на работу которого – еще одни дополнительные инвестиции. Фактически вам с нуля нужно выстроить бизнес-процесс, оптимизировать его и контролировать.

Не стоит также забывать, что аренда складского помещения в первую очередь подразумевает его поиск. А поиск склада имеет множество подводных камней. Перед выбором надлежит проверить доступность склада для транспорта, оценить его площадь, состояние (склад не должен требовать ремонта), размеры входной группы ворот, их количество, наличие специализированной техники. К тому же, для удобной организации хранения следует выбрать систему складского учета – стоимость самых проверенных систем (например, Logistics Vision) доходит до нескольких миллионов рублей.

Если вы уверены в своем бизнесе и рассчитываете, что предприятие проработает долгие годы, то, определенно, лучше сначала арендовать склад, а потом и вовсе купить свой. Организовывать складскую логистику с нуля финансово затратно, но зато не нужно зависеть от оператора – у вас будет собственная коммерческая недвижимость.

Для небольшого или только открывшегося дела, на мой взгляд, перспективнее будет делегировать задачу хранения компании на аутсорс. Знаю, что многих предпринимателей пугает данная возможность (рынок услуг логистических операторов достаточно молодой – первые игроки появились около 10 лет назад), но именно она позволяет вам сэкономить и диверсифицировать все риски.