Через границу мигом
Таможенники и железнодорожники вступили в электронный диалог
С 1 октября 2014 года обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых железнодорожным видом транспорта, станет обязательным требованием на территории Таможенного союза. О значении передовых информационных технологий в деятельности Федеральной таможенной службы, организации электронного взаимодействия между таможней и железной дороги "РБГ" рассказал начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Жуков.
Дмитрий Борисович, как известно, правительство РФ поставило задачу перевода всего межведомственного документооборота в электронный вид. Расскажите, как организован электронный оборот документов между ФТС России и железной дорогой?
Дмитрий Жуков: С 2010 года ФТС России проводит планомерную работу по переходу на электронный документооборот не только с РЖД, но и с другими учреждениями, организациями, ведомствами, с участниками внешнеэкономической деятельности. Это особенно актуально для деятельности таможенных органов, поскольку повышает эффективность и скорость таможенных операций. Поэтому в 2011 году утвержден План основных мероприятий по организации электронного взаимодействия между ФТС России и РЖД. Мероприятия этого плана направлены на совершенствование технологий и процедур, упрощение и ускорение таможенных операций и таможенного контроля в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Был также разработан и утвержден приказом ФТС России Временный порядок обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза.
Что фактически уже сделано для налаживания между двумя ведомствами обмена документами в электронном виде?
Дмитрий Жуков: В настоящее время проводится эксперимент по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля с использованием документов и сведений в электронном виде на объектах пилотной зоны, в том числе при перемещении товаров и транспортных средств через российско-финляндский участок государственной границы (таможенный пост ЖДПП Бусловская Выборгской таможни, таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни). В последующем возможность представления документов и сведений в электронном виде при осуществлении железнодорожных перевозок станет возможной во всех таможенных органах Российской Федерации.
Каковы итоги и результаты данного эксперимента?
Дмитрий Жуков: За время его проведения в единую автоматизированную информационную систему таможенных органов от наших коллег поступило более 2000 сообщений, содержащих электронный пакет документов и сведений. Полученная информация успешно обработана в рамках эксперимента и использована при совершении последующих таможенных операций. Предусмотрено также направление в электронном виде в РЖД информации о декларациях на товары, по которым принято решение о выпуске.
ЦИФРА: 85,2 тысячи километров составляет эксплуатационная длина железных дорог в России
Какое значение имеет этот фактор для участников ВЭД?
Дмитрий Жуков: Наша цель - максимально облегчить ведение внешнеэкономической деятельности. А получение железной дорогой информации в электронном виде о декларациях на товары, по которым принято решение о выпуске, является основанием для совершения операций, связанных с погрузкой и перемещением товаров по территории Российской Федерации, и ускоряет процесс их таможенного оформления. Проведение таможенного контроля в соответствии с Временным порядком предусматривает представление только необходимых документов и сведений, которые ранее не были представлены в таможенные органы. Так, Временным порядком предусмотрено представление лишь информации о выпущенных декларациях на товары, а не самих оформленных документов с отметками таможенных органов. Кроме того, учитывая, что в таможенном органе имеются представленные при декларировании коммерческие документы на перевозимые товары, их повторное представление при совершении таможенных операций при убытии товаров и транспортных средств не потребуется. Таким образом, применение Временного порядка позволит отказаться от использования бумажных носителей и применять пункт 2 статьи 163 Таможенного кодекса Таможенного союза при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в железнодорожных пунктах пропуска в полном объеме.
Описанный эксперимент распространяется только на товары, оформляемые только на таможенных постах ЖДПП Бусловская Выборгской таможни и МАПП Светогорск Выборгской таможни?
Дмитрий Жуков: Работа в этом направлении продолжается. Следующим шагом стало проведение аналогичного эксперимента в отношении товаров, прибывающих в Российскую Федерацию, в рамках приказа ФТС России 11 марта 2013 г. N 444 "Об утверждении Временного порядка обмена электронными документами и сведениями в электронном виде при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза". Результатом этой работы станет внедрение в таможенных органах и предприятиях железной дороги совместного электронного документооборота при осуществлении международных перевозок товаров железнодорожным транспортом в промышленных масштабах. Это позволит существенно сократить сроки подготовки документов, необходимых для экспорта и импорта товаров, избавить участников ВЭД от необходимости доставки бумажных документов на железнодорожные станции для получения или отправки вагонов, а также упростит взаимодействие с налоговыми органами. Кроме того, внедрение электронного документооборота позволит в полной мере использовать и другую передовую таможенную технологию - предварительное информирование таможенных органов о перемещаемых через таможенную границу товарах.
Условием ввоза товаров на единую таможенную территорию станет наличие обязательной предварительной информации
Всем известно, что с 17 июня 2012 года на территории Таможенного союза вступило в силу Решение Комиссии Таможенного союза "О введении обязательного предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом". Данное Решение не распространяется на взаимоотношения таможенного ведомства и железной дороги?
Дмитрий Жуков: В настоящее время представление предварительной информации на железнодорожном транспорте не является обязательным. Однако заинтересованные субъекты ВЭД и предприятия железнодорожного транспорта с целью ускорения пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза активно представляют ее в таможенные органы, что свидетельствует о высокой заинтересованности бизнеса во внедрении новых информационных технологий при организации транспортных процессов. С учетом проведенного анализа применения предварительного информирования на автомобильном транспорте, а также достигнутых его положительных результатах было принято решение изучить возможность введения обязательного предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товарах и транспортных средствах в железнодорожных пунктах пропуска.
Железнодорожный вид транспорта является одним из самых активно развивающихся, им перевозятся значительные объемы экспортных и импортных грузов. В целях ускорения таможенных процедур будет ли вводится предварительное информирование в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным видом транспорта?
Дмитрий Жуков: В результате работы, проведенной в тесном взаимодействии с таможенными службами государств - членов Таможенного союза, специалистами железных дорог России, Беларуси и Республики Казахстан подготовлен проект Решения Евразийской экономической комиссии "О введении обязательного предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом". В настоящее время проект Решения проходит окончательную межгосударственную процедуру согласования. Планируется его вступление в силу осенью 2014 года. С этого дня условием ввоза товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза станет наличие в отношении них обязательной предварительной информации. Состав такой предварительной информации определен в объеме сведений, указанных в статьях 159 или 182 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Дословно
Владимир Путин, президент РФ:
- Обеспечение связанности территорий, создание условий для быстрого передвижения людей, грузов является ключевым приоритетом нашей экономической и социальной политики. Это означает новые возможности для роста экономики страны, для развития регионов, для развития рынка труда, для перемещения людей. Это принципиально другое качество жизни наших граждан, привлекательность страны для туризма и ведения бизнеса, успешная реализация нашего транзитного потенциала.
Кстати
Евразийская экономическая комиссия разработала проект Решения Коллегии ЕЭК "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом". Необходимость такого документа обусловлена реалиями времени, возрастающими угрозами безопасности общества, когда информация о товарах, перемещаемых через границу, требует детальной и глубокой проверки, но при этом возрастающий товаропоток ограничивает время на проверку. Таким образом, наличие у таможенных органов предварительной информации о ввозимых товарах позволит произвести проверочные мероприятия до их прибытия в пункт пропуска. Проект нужен для оптимизации и ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля и сокращения очередей при въезде в Таможенный союз
Досье
Жуков Дмитрий Борисович, генерал-майор Федеральной таможенной службы.
Родился 30 июля 1970 года в г. Обнинске Калужской области.
Окончил Обнинский институт атомной энергетики (прикладная математика, инженер-математик) в 1994 году.
В 2005 году получил диплом Российской таможенной академии (таможенное дело, специалист таможенного дела), а в 2010 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации (государственное и муниципальное управление, менеджер).
Женат, воспитывает сына.
В таможенных органах с 1994 года.
За время службы прошел путь от инспектора Калужской таможни до начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России.
Государственные награды: медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Неоднократно награждался руководством ФТС России. В 2013 году награжден медалью "За доблесть".
Российская газета