17.04.08

Будут ли пробки через три года?

На пункте таможенного контроля «Терехово» на латвийско-российской границе номера автомашин и грузовых контейнеров впредь будут определяться автоматически.

В минувший четверг на КПП «Терехово» была представлена новая система автоматической идентификации транспортных средств и контейнеров. Посмотреть, как действует новое оборудование приехали министр финансов Атис Слактерис, генеральный директор СГД Дзинтарс Яканс, начальник главного Таможенного управления СГД Андис Друлле, директор Латгальского учреждения СГД Ванда Гурковска и другие. Сотрудники КПП дали министру скрупулезный отчет о своей деятельности. О том, как работает наша граница, узнали и региональные журналисты, которые также были приглашены на презентацию. В их числе — и «Наша Газета».

Контейнеры проверят сканером

Очередь из фур с сопутствующими ей временными пластмассовыми туалетами и горами мусора по обочинам встретила нас почти сразу за Лудзой — примерно за шесть километров до тереховского КПП. Как оказалось, это далеко не самая большая пробка. В качестве одной из причин, почему дальнобойщики вынуждены по нескольку часов (а то и суток) простаивать, называется неготовность России к принятию такого количества автомашин, какое может пропускать через свою границу Латвия, — контрольные пункты были построены еще в 1990-е годы и рассчитаны на тогдашний поток автомобилей. Между тем латвийско-российская граница сейчас очень востребована. Причины тому — изменившаяся ситуация на других пропускных пунктах. Например, существенно уменьшился поток машин на эстонско-российском пункте, многие автоперевозчики из европейских стран предпочитают избегать территории Белоруссии с ее налогами и таможенными формальностями.

С целью облегчить водителям грузовиков пересечение границы, а сотрудникам таможни проверку грузов была запланирована большая реконструкция пограничного пункта. Новая система — лишь часть проекта модернизации КПП. Система идентификации позволит автоматически распознавать и проверять номера автомобилей и контейнеров, которые пересекают границу. Поскольку «Терехово» является самой восточной границей Евросоюза, в СГД считают, что это станет очень удобным дополнительным инструментом борьбы с нелегальным перевозом товаров через границу ЕС. Обслуживание клиентов происходит оперативно: машина медленно проезжает через сканирующие «ворота», где датчики автоматически фиксируют все номера и передают информацию в базу данных. Это значит, что таможенникам не нужно больше делать это вручную, что исключает возможность так называемого человеческого фактора — случайных описок или неточностей. И если нет проблем — машина проезжает, у водителя нет нужды останавливаться. Если возникают проблемы, — машина идет на дополнительную проверку. Это дает, с одной стороны, экономию времени, с другой — создается база данных (движение транспорта можно будет проследить во всех странах ЕС).

Подобные системы вводятся в государствах ЕС, имеющих сухопутные границы с так называемыми третьими странами. Впервые эту систему десять лет назад стали использовать в Финляндии, и она действует на всех пунктах, находящихся на границе с Россией. Сейчас подобные системы являются частью пограничных пунктов в других государствах ЕС, в том числе Эстонии, Литвы, Испании. Однако с российской стороны на многостороннем автомобильном пропускном пункте на данный момент такой системы нет.

— Мы все делаем для того, чтобы на нашей границе проверка проходила быстро, — рассказал министр Атис Слактерис. — И, поскольку являемся границей всего Европейского Союза, планируем большое расширение. Планы, которые воплощались лет десять назад, оказались недальновидными — мы уже сейчас достигли такого объема грузов, который когда-то расчитывался только на 2012 год. Сейчас мы учитываем ошибки прошлого. Граница Латвии и России в настоящее время имеет гораздо больший спрос, чем предполагалось ранее, — она более популярна, чем, скажем, белорусская граница. Конечно, со временем все может измениться. Поэтому сейчас мы должны думать о том, как зарабатывать на транзите.

— Когда будет воплощена в жизнь полная модернизация?

— План развития таможенного пункта собираемся осуществить до 2010 года. Мы можем создать идеальную ситуацию, но многое зависит и от российской границы. Мы пытаемся вести диалог с российской стороной, — у них сейчас тоже наметились перемены, ситуация развивается в лучшую сторону. Однако проблема существует. Россия сейчас предъявляет массу требований к осмотру грузового транспорта, потому что импорт всегда проверить сложнее. У нас же, в основном, идет экспорт, и если у нас проверка занимает четыре минуты, то на той стороне — полчаса и больше.

Придется договориться

— Получается, вся проблема в российской стороне? Ведь даже если латвийские таможенники увеличат пропускную способность, российские ресурсы не «потянут» такой поток фур...

— Мы надеемся на хорошее сотрудничество, но со стороны россиян есть место для роста, — как можно дипломатичней ответил на этот вопрос министр.

Итак, будут ли пробки — мы узнаем года эдак через три. Во всяком случае, до 2010 года в Латвии планируются мероприятия по развитию приграничной инфраструктуры, в том числе — расширение существующих КПП, строительство стоянки для грузовых автомобилей и реконструкция трассы Лудза-Терехово. Так, на уровне правительства принято решение, что бесплатная приграничная автостоянка на 500-600 машин будет открыта уже летом этого года. Однако государство планирует ввести плату за использование автодорог — евровиньетки. С 2009 года стоимость въезда и пребывания на территории Латвии для грузовиков, чья масса превышает 12 тонн, будет стоить 11 евро в сутки. Плата распространяется на зарубежных автоперевозчиков и тех латвийских водителей, которые занимаются международными перевозками. Деятельность внутри страны расценивается как единоразовый ежегодный налог в размере 400 евро. Это нововведение соответствует директиве Европарламента.

А сейчас ситуация такова — пока в Латвии и России не договорятся, решить проблему очередей толком не получится… Хотя наши пограничники стараются сделать все возможное, чтобы не задерживать людей. К примеру, используют автосканер, благодаря которому не надо разгружать прибывшие из России фуры, поскольку на специальном экране видно все, что перевозят в машине, даже если кто-то решит припрятать бутылку водки! Или вот: новая система идентификации...

Наша справка
Суточная пропускная способность нашего КПП — до 1200 единиц автотранспорта. Грузовой транспорт из ЕС в РФ — 420 автомашин в сутки, из РФ в ЕС — 280. Если в 2002 году очередь были из 300 автомашин, то в 2007 — уже 1500. В месяц оформляется, в среднем, 14410 таможенных процедур (в сутки 480). Примерно 80% всех грузов — пиломатериалы и лесоматериалы, в основном, грузы идут из Литвы, Латвии, России и Польши. 97% всех перевозок — транзитные грузы, 2% составляет экспорт, 1% — импорт. За первые три месяца этого года наше Таможенное управление составило 175 протоколов о различных административных нарушениях, из них 50 — на КПП «Терехово». В первом квартале было задержано 30 тысяч пачек сигарет.

Наша Газета ; 17.04.08