Будущее за логистическими центрами
В качестве факторов, положительно влияющих на развитие логистических центров (ЛЦ) в России, можно перечислить следующие: развитие экономики России, развитие торговых сетей, приход крупных западных компаний, растущий спрос на логистические услуги. Отрицательные факторы: административные барьеры, недостаточные инвестиции, слабая консолидация клиентов и операторов, малодоступность кредитных ресурсов, низкое качество персонала, низкий технологический уровень.
В качестве основных потребителей услуг логистических центров были названы торговые, транспортные, промышленные, экспедиторские и складские компании.
Был отмечен пока еще очень низкий уровень государственной поддержки деятельности логистических центров. По мнению присутствующих представителей логистического бизнеса, для развития логистических центров государством должны быть предприняты следующие меры: создание льготных условий для инвестирования в инфраструктуру логистических центров, а также для пользователей услуг логистических центров; создание соответствующих структур, разработка нормативно-правовой базы; упрощение процедуры принятия решения по строительству транспортно-складских объектов.
В плане законодательной поддержки деятельности логистические требуют разработки таких нормативно-правовых документов, как положение о логистических центрах, правила обработки грузов в логистических центрах,инструкции по документообороту в логистических центрах, законопроекты по обязательному страхованию грузов, положения, регламентирующие длительность аренды земельных участков, системы налогообложения на период создания и окупаемости логистических центров.
Основные функции логистических центров
Основные задачи функции планирования:
- Планирование и заключение комплексных договоров с клиентами на доставку грузов и осуществление сопутствующих операций, связанных сперевозкой, в том числе нетранспортных логистических операций (таможенная очистка и другие).
- Планирование рациональных схем транспортировки (цепей поставок) - применяется инструмент оптимизации своевременной доставки товара к местам потребления при условии сокращения транспортных расходов.
- Планирование согласованной и взаимоувязанной работы различных видов транспорта в смешанных и интермодальных перевозках.
- Планирование рационального маршрута перевозки.
Основные задачи функции организации:
- Организация цепей поставок
- Организация комплексного транспортно-логистического и складского обслуживания клиентов
- Обеспечение информационного взаимодействия с иностранными железными дорогами и другими иностранными участниками цепей поставок
- Организация взаимодействия с клиентами и партнерами ЛЦ
- Предоставление клиентам справочной информации
- Организация информационной поддержки ЛЦ
- Организация расчетов с участниками перевозки
- Маркетинговые исследования рынка
Основные задачи функции контроля:
- Контроль над цепями поставок, выполнением транспортных и других операций, выполняемых в пути следования грузов
- Оперативный анализ отклонений и нарушений согласованного графика перевозки грузов
- Контроль над графиком доставки
- Контроль над партнерами
- Контроль над персоналом.
Основные задачи функции регулирования
- Выработка и реализация - совместно с поставщиками услуг - мероприятий по исключению или минимизации последствий сбоя цепи поставок.
- Основные функции ЛЦ обеспечивают реализацию новых видов услуг, а также удовлетворение все более
возрастающих требований пользователей транспортных услуг к комплексности и качеству обслуживания.
Основные задачи ЛЦ:
- Повышение согласованности работы разных видов транспорта в организации смешанных и интермодальных перевозок
- Надлежащая организация комплексного транспортного обслуживания клиентов
- Расширение видов оказываемых услуг и повышение их качества
- Привлечение дополнительных объемов перевозок транзитных грузов
- Сокращение времени доставки транзитных грузов за счет уменьшения простоев на пунктах перевалки
грузов на другие виды транспорта и на пограничных переходах
- Расширение международного со трудничества.
- Привлечение новых клиентов
Классификация ЛЦ
Респонденты выделяют основные типы ЛЦ, к которым они относят транспортно-логистические центры и терминальные комплексы .
Портрет потребителей услуг логистических центров: из предложенного перечня вариантов ответа чаще всего были отмечены торговые и транспортные компании. Государственные структуры, по мнению респондентов, меньше всего пользуются услугами ЛЦ .
Факторы, влияющие на развитие логистических центров
Несмотря на положительные изменения, происходящие на рынке транспортно-логистических услуг, уровень развития ЛЦ в России по-прежнему остается на низком уровне. Это объясняется:
- Недостаточным уровнем координации в государственной политике в области транспорта
- Слабым технологическим и техническим оснащением складов, терминалов, станций.
Если говорить о развитии ЛЦ, то нужно выделить и факторы, которые в той или иной степени влияют на процесс их функционирования.
К факторам, положительно влияющим на развитие логистических центров, респонденты отнесли:
- Развитие экономики России
- Развитие торговых сетей
- Приход на рынок крупных транспортных компаний
- Высокий спрос на услуги.
- Заинтересованность региональных властей в создании и развитии ЛЦ
Отрицательные факторы
- Административные барьеры
- Недостаточные инвестиции
- Недостаточный уровень консолидации клиентов и операторов
- Малодоступность кредитных ресурсов
- Низкое качество персонала
- Низкий технологический уровень.
На вопрос: Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы ЛЦ в России стали неотъемлемыми элементами цепочек поставок в торговле? , - респонденты ответили следующее:
1) совершенствовать качество и конкурентную способность полного спектра услуг, предоставляемых логистическими центрами;
2) осуществлять государственную поддержку в виде разработки законодательных актов и налогового стимулирования;
3) построить необходимое количество складских терминалов на основных торговых путях;
4) продолжать информационнопросветительскую работу: подготовить клиентов и поставщиков к новым
методам работы
5) выделение транспортно-распределительных операций торговых компании на аутсорсинг.
Требуемые нормативно-методические документы
- Положение о логистическом центре (ЛЦ)
- Правила обработки грузов в Логистическом центре (ЛЦ)
- Инструкция по организации документооборота в логистическом центре (ЛЦ)
- Законопроект по обязательному страхованию грузов
- Длительность аренды земельных участков
- Система налогообложения на период создания и окупаемости логистического центра (ЛЦ).
-
Это позволит создать стандарт обслуживания клиентов на относительно высоком уровне.
Основные тенденции развития логистических центров
- Развитие логистических центров в регионах;
- Увеличение количества компаний, нуждающихся в услугах логистических центров;
- Укрупнение центров;
- Универсализация центров;
- Увеличение количества и повышение качества логистических услуг.
Журнал Складской комплекс